В честь юбилея «Витославлиц». Реставрация изнутри

К 55-летию Музея народного деревяного зодчества под открытым небом «Витославлицы» мы решили узнать, как в нем идет реставрация и рассказать об этом вам. Нам посчастливилось узнать много интересного от руководителей реставрационных работ и получить эксклюзивные фотографии из памятников, которые сейчас восстанавливают. 

 MueB5bWcOg

Первым делом нас заинтересовало, было ли что-то изменено в ходе реставрации? Как оказалось, нет. Всё, что привезли и реставрировали много лет назад, так и осталось в целости и сохранности. Сейчас в основном идёт замена частей построек, которые сгнили и пришли в негодность. Например, кровель. Они уже несколько раз заменялись. Что касается одного из самых известных памятников зодчества, Курицкой церкви, то она полностью перебиралась с реставрацией каждого бревна. Сгнившие брёвна заменяются, на некоторые делаются вставки из новой древесины, а на некоторые ставятся накладки.

k2wRTiBa2 0

В избе Царёвой была проведена замена столбов двора, так как они все пришли в негодность, прошла реставрация брёвен сруба избы. На избе Шкипарева второй половины XIX века только началась реставрация: уже поставлены леса и откопаны столбы двора, которые нужно заменить. Две избы ещё не тронуты реставрацией. Между ними находится амбар, брёвна которого уже частично почистили, частично реставрировали и сруб почти собрали, так как он маленький. На часовне из деревни Кашира работы только начинаются: на данном этапе происходит очистка древесины бревен от деструкции. Также в лесах стоит и самая большая церковь – Рождества Богородицы из села Перёдки. Но к ней ещё не приступали. Сейчас ожидается утверждение проекта.

QL8mFBprI5A

Если раньше в планах было просто укрепить церковь, то сейчас это решение изменено на полную разборку. В связи с этим стоимость и сроки работ увеличатся. Все работы в музее должны были закончиться этим летом. Но по ряду причин окончание работ будет перенесено. Например, работы по избе Царёвой, Никольской церкви и часовне из деревни Мякишево предполагается завершить к концу 2019 года. Сдача остальных объектов, скорее всего, передвинется на будущий год. Но сроки зависят ещё и от подрядных реставрационных организаций.

d7 IYffovwc

Когда же посетители смогут увидеть полностью отреставрированные объекты? Скажем сразу — скоро. Всемирный банк заканчивает финансирование проекта в России в 2022 году. Следовательно, если нет уверенности в том, что некоторые объекты будут закончены к этому сроку, то лучше не начинать реставрацию. Но, скорее всего, большинство зданий будут отреставрированы в 2020 году, вероятно, кроме церкви из Передок.

Реставрация затронула не все постройки музея. В проект Всемирного банка вошли только те здания, которые имеют федеральную категорию охраны. Остальные имеют региональную категорию или же вообще не являются памятниками. Они как раз и не охвачены реставрацией.

CVnjfrUARQs

В музее нам рассказали о тонкостях в работе с деревом.

При первоначальной реставрации необходимо выяснить, как и чем обрабатывались брёвна. Понятно, что использовались самые основные плотницкие инструменты. Но все они применялись по-разному. Брёвна прежде корили, то есть снимали самый верхний слой древесины с корой. Потом необходимо определить породу древесины. Например, в Новгородской области использовали ель или сосну. Поэтому при реставрации применяют именно эти породы. Если постройка из сосны, то для замены повреждённых участков необходимо использовать сосну. Если ель, значит её и используют при реставрации. Смешивать нельзя. Кроме породы важно знать плотность, которую определяют по годовым кольцам. Чем они чаще, тем плотнее и прочнее древесина.

Ly jcXTFgi4

Конечно, необходимо изучить и использовавшиеся технологии. В России есть люди, которые применяют, как они говорят, исторические плотницкие инструменты, то есть специально изготавливают топоры под XVI-XVII век. Но часто применяют их при реставрации более поздних построек. В «Витославлицах» реставраторы применяют, в основном, современные топоры, а также скобели и тесла, изготовленные по образцам XIX века. Но сам принцип работы такими инструментами и исторические технологии остаются прежними. Следы обработки древесины от таких инструментов могут отличаться от первоначальных, это не противоречит методике реставрации, когда вновь сделанное не должно в точности повторить оригинал.

Реставрация – это сохранение подлинного материала. Чем дольше посторойки будут иметь подлинный вид, тем больше у наших потомков будет возможностей узнать о них. Следовательно, сохранение изначальных брёвен, врубок, окон, дверей и прочих мелочей очень важно. 

Никольская церковь из деревни Высокий Остров (в центре), Никольская церковь из деревни Никулино (справа).

55Ytsv6GDbg

Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки. Южный фасад, план.

va8 oOiVDA8

Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки — самый древний и ценный памятник музея. Он находится в аварийном состоянии. Уже проведены мероприятия для того, чтобы здание не обрушилось, а именно установлены на стенах двухсторонние «сжимы» из бруса. Эту церковь придётся полностью разбирать и собирать заново, как делается с Курицкой церковью.

Лемеховую кровлю, которой уже более 25 лет, необходимо заменить: резные элементы фасадов, деревянные кровельные покрытия служат примерно 20-30 лет. Их заменяют на новые, следовательно, они не представляют историческое наследие. Значение имеет исторический принцип их изготовления и устройства.

Рубероид, который можно видеть сейчас, лежит временно. Он предназначен для того, чтобы памятник не намокал. Леса, которые возвели для удобства работ над памятником, являются сложнейшей конструкцией. Всё потому, что они рассчитаны так, чтобы не опираться на хрупкую церковь. В постройках того времени каждый элемент, даже декоративный, нес в себе конструктивное назначение: в первую очередь предназначенное для защиты от атмосферных и погодных воздействий.

Часто люди задают вопрос: «Правда ли, что эти здания построены без единого гвоздя?» Да, это правда. Но так построены не все здания. Всё из-за того, что кованые гвозди были дороги. Их использовали лишь для устройства «красных» кровель на церквях и крепления декоративных элементов. Грубо говоря, если сейчас вытащить все гвозди из здания, то упадут весь декор, тесовая кровля без потоков и лемех. Основной сруб останется стоять, как ни в чем не бывало.

Некоторые бревна без разжима сруба невозможно заменить, поэтому при выявлении большого количества гнилых и непригодных бревен было принято решение по полной разборке памятника. Поврежденные участки дерева очищают и гидрофобизируют водоотталкивающим составом. По отношению к древесине существует три основных фактора, которые приводят к её разрушению: солнечная радиация, переувлажнение, дереворазрушающие грибы и насекомые.

Как известно, из-за солнечной радиации дерево теряет около одной десятой миллиметра в год в своем диаметре. Так как на южной стороне нет биоразрушающих грибов, она сохраняется лучше, нежели северная, однако, она подвергается воздействию солнечных лучей, из-за которых появляются трещины на бревнах. Главная задача — сохранить как можно больше старой древесины. Из-за образования трещин в бревнах скапливается влага. Дабы этого избежать, проводится «дренирование» — делаются маленькие косые отверстия, чтобы трещины вентилировались и вода не задерживалась. Тем самым предотвращается гниение древесины.

YS64mkcw5G4

Часовня из деревни Кашира. Вид с юго-запада после реставрации. Фото 1970-х гг.

Часовню из Каширы реставраторы только сейчас получили в работу. Они выявили здесь дополнительную деструкцию древесины, не предусмотренную проектом. Уже сейчас ясно, что придется разбирать крыльцо и обвязку галереи этого памятника. Также выявлены деструкция кровли, стропильной системы. Проводятся очистки сруба.

По сути, работа реставратора в чем-то похожа на работу стоматолога. Есть «кариес», в него начинают углубляться, и выясняются большие утраты, которые не излечить специальной коронкой или накладкой, а необходимо менять все сечение бревна. 

Установка накладки. Здесь они уже установлены. Все накладки устанавливают на саморезы, и сверху они забиваются деревянными пробками.

RjQn5iIqG Q

Если необходим демонтаж, то каждый элемент маркируется биркой с номером элемента и его положением.

Движение сруба на нижнем снимке хорошо заметно: крыльцо вышло из пазов, видны метки мониторинга.

PIv 2tFxSeA

Амбар Алексеевой.

e081TdjqTQQ

Полностью разобрали, пронумеровали и сейчас собирают амбар Алексеевой. Реставраторы подняли сруб, сделали подсыпку из щебня для того, чтобы там не росла трава, сделали отмостку для отвода воды, установили на бревнах вставки и накладки, то есть можно видеть уже готовый результат. Новая древесина на фасадах через два года примет свой натуральный серый цвет и, в принципе, хорошо выполненные накладки не отличаются ничем от старых бревен сруба. Сделано все почти идеально, очень аккуратно.

У предков всё было очень продумано: и красиво, и надёжно. Этим же принципам следуют и в музее, где выработали интересную композицию расстановки объектов, в ансамбле и с ландшафтным окружением. В «Витославлицах» все памятники расположены в условиях, близким к тем, из которых их сюда привезли. Причем объекты отличаются друг от друга по архитектуре, конструкциям, внешнему виду и интерьерам.

Добавим, что завтра, 5 июня, в «Витославлицах» состоится праздник в честь 55-летия уникального музея. В его рамках, например, откроют новую интерактивную площадку «Русская печь». С программой можно познакомиться на сайте Новгородского музея-заповедника. 

Hs 9ANIBYuU

0IDfxMD24C0

8TBEg35HIL88q1YC7rVp k

Фотографии: Александр Бондарь, Илья Сурин, Дарья Грачёва, Максим Никитин.