Дневник фестиваля «Царь-Сказка»/Kingfestival: латышский классик Райнис и размышления о театре

Предпоследний фестивальный день XV Международного театрального фестиваля «Царь-Сказка»/Kingfestival начался с открытой лекции в рамках нового проекта «Лекторий».

Эдит Тишхейзере, театральный критик, главный редактор журнала «Театральный вестник» (Рига, Латвия), рассказала о современном театре, Алвисе Херманисе и о Райнисе в эпоху постдраматического театра.

На рубеже XX и XXI веков теория и постдраматический театр позволили по-иному взглянуть на пьесы латышского классика Райниса. Его литературный стиль на стыке романтизма и символизма позволяет свободно играть, изменять, компоновать модули его идей,  и это активно использует новое поколение режиссеров.

После лекции Эдит пообщалась с нашим изданием.

- Почему Райнис все ещё актуален для современного латышского зрителя?

TeatrKritik

- Ну, во-первых, потому что как раз совсем недавно было его 150-летие, а такие даты всегда поднимают новую волну памяти. Во-вторых, потому что, наконец, в современном театре нашли способ, как его ставить.

- На какие, по вашему мнению, темы необходимо сегодня говорить с современным зрителем?

- Про жизнь. Знаете, театроведы обычно же идут следом. Впереди идёт театр. На этот вопрос ответить весьма сложно. Я думаю, нужно говорить о том, что люди бывают разные. О том, что нет разделения на добро и зло. Что просто сочувствие и умение проникнуть в мышление другого человека необходимо для поддержки отношений. Я думаю, сегодня это самые важные вещи. И это говорит о многом.

- Почему, по-вашему, мнению, зрители должны посмотреть спектакль «Золотой конь»?

 horse

- Потому что это очень необычная форма. Потому что каждый увидит в нем что-то свое. Потому что очень высокое актёрское мастерство, неожиданные для общей обстановки спектакля вещи. Но, понимаете, в театре и в искусстве вообще нет слова «надо», хочешь - иди. И если вы хотите, то почему нет?

- Скажите, есть ли какие-то спектакли, которые в последнее время на вас произвели особое впечатление?

- Да, есть. Вот «Собачье сердце» в Цюрихе. А в рамках фестиваля мне было очень интересно вчера смотреть «Гамлета». Мне понравилось, что этот театр смотрит на такие вещи иначе. Конечно, иногда я закрывала глаза на моменты, которые мне не нравились.

Честно признаюсь в том, что моим фаворитом на сегодня стала постановка «Соло для двоих» театра «Батида» из Дании. Клоунада всегда очень трепетная вещь, что в процессе создания, что в процессе практики. Ты вроде бы не играешь себя, поэтому позволяешь себе быть намного откровеннее на сцене. И этому нужно учиться.

Solo

Фотографии предоставлены пресс-центром фестиваля