Дневник фестиваля «Царь-Сказка»/Kingfestival: латышский классик Райнис и размышления о театре

Дневник фестиваля «Царь-Сказка»/Kingfestival: латышский классик Райнис и размышления о театре

Предпоследний фестивальный день XV Международного театрального фестиваля «Царь-Сказка»/Kingfestival начался с открытой лекции в рамках нового проекта «Лекторий».

Эдит Тишхейзере, театральный критик, главный редактор журнала «Театральный вестник» (Рига, Латвия), рассказала о современном театре, Алвисе Херманисе и о Райнисе в эпоху постдраматического театра.

На рубеже XX и XXI веков теория и постдраматический театр позволили по-иному взглянуть на пьесы латышского классика Райниса. Его литературный стиль на стыке романтизма и символизма позволяет свободно играть, изменять, компоновать модули его идей,  и это активно использует новое поколение режиссеров.

После лекции Эдит пообщалась с нашим изданием.

— Почему Райнис все ещё актуален для современного латышского зрителя?

TeatrKritik

— Ну, во-первых, потому что как раз совсем недавно было его 150-летие, а такие даты всегда поднимают новую волну памяти. Во-вторых, потому что, наконец, в современном театре нашли способ, как его ставить.

— На какие, по вашему мнению, темы необходимо сегодня говорить с современным зрителем?

— Про жизнь. Знаете, театроведы обычно же идут следом. Впереди идёт театр. На этот вопрос ответить весьма сложно. Я думаю, нужно говорить о том, что люди бывают разные. О том, что нет разделения на добро и зло. Что просто сочувствие и умение проникнуть в мышление другого человека необходимо для поддержки отношений. Я думаю, сегодня это самые важные вещи. И это говорит о многом.

— Почему, по-вашему, мнению, зрители должны посмотреть спектакль «Золотой конь»?

horse

— Потому что это очень необычная форма. Потому что каждый увидит в нем что-то свое. Потому что очень высокое актёрское мастерство, неожиданные для общей обстановки спектакля вещи. Но, понимаете, в театре и в искусстве вообще нет слова «надо», хочешь — иди. И если вы хотите, то почему нет?

— Скажите, есть ли какие-то спектакли, которые в последнее время на вас произвели особое впечатление?

— Да, есть. Вот «Собачье сердце» в Цюрихе. А в рамках фестиваля мне было очень интересно вчера смотреть «Гамлета». Мне понравилось, что этот театр смотрит на такие вещи иначе. Конечно, иногда я закрывала глаза на моменты, которые мне не нравились.

Честно признаюсь в том, что моим фаворитом на сегодня стала постановка «Соло для двоих» театра «Батида» из Дании. Клоунада всегда очень трепетная вещь, что в процессе создания, что в процессе практики. Ты вроде бы не играешь себя, поэтому позволяешь себе быть намного откровеннее на сцене. И этому нужно учиться.

Solo

Фотографии предоставлены пресс-центром фестиваля

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.