Дневник фестиваля «Царь-Сказка»/ Kingfestival: начать с поэзии и цирка

Дневник фестиваля «Царь-Сказка»/ Kingfestival: начать с поэзии и цирка

Начало XV Международного театрального фестиваля «Царь-Сказка»/Kingfestival не вписывается в три строчки хокку, однако именно с них фестиваль официально стартовал.

Он открылся на сцене Новгородской филармонии спектаклем «Я Басё» в постановке Яны Туминой и Александра Балсанова. О своих впечатлениях рассказывает Марина Колбая.

В этом спектакле особая артистическая команда — артисты петербургского «Упсала-цирка» и «солнечные» дети с особенностями развития из группы «Лямуры» (от французского «l’amour» – любовь). Яна Тумина и Александр Балсанов ломают шаблоны; то, что происходило на сцене, не вписывается в рамки так называемого «социального театра». Игра ради размышления, танец для медитации, привлечение внимания общества к проблеме – возможно, но не самоцель.

4uKJkwQrCW0

Оказывается, что есть спектакль – мгновение. Легкий, как белое полотно на сцене. Хлесткий, как вихревые танцы Алексея Попова с тканью. Нежный, как крылья бабочки, что со сцены вдруг летит в зал через видеопроекции. Громкий, как задающие ритм барабаны тайко. То ли реальность, то ли сказка: дети осторожно идут сквозь бамбуковую рощу, следом за ними – дым, и вот уже Эльнара Евдокимова появляется откуда-то из клубов пара с японским зонтиком в руках.

nakXhWEjndY

Герои проходят сквозь ожидание и одиночество, тишину и гул страстей. На стилизованном экране появляются хокку:

Посадили деревья в саду.
Тихо-тихо, чтоб их ободрить,
Шепчет осенний дождь.

Японская поэзия ловит миг, и хокку Мацуо Басе здесь сродни фотографии. Каждое состоит из того, что Картье-Брессон называл «решающим моментом». Спектакль «Я — Басё» – набор этих решающих мгновений в лаконичной сценографии, объединенных идеей контакта, соприкосновения культур и человеческих миров.

c8xJ4gPf84o

Грани стираются. Действие на сцене не отпускает до самого конца: резкие смены ритма, оглушающая медитативная тишина после не менее оглушающих и столь же медитативных барабанов. В спектакле сталкиваются темпераменты и возрасты, мудрое созерцание под японские флейты существует рядом со страстным танцем под бешеный бой. Одно плавно перетекает в другое: на стыке западного и восточного звучат условные барабаны, бамбуковые стены превращаются в мост.

EGigqS6ATIk

Практически без сюжета и без каких-либо слов, с музыкой Баха и композитора Анатолия Гонье зритель погружается в круговерть волшебных моментов и тонкой восточной красоты. Ведь поэзия – универсальный язык, в котором всю жизнь можно уместить в три строчки. Долгий путь пройден, за далеким облаком сяду отдохнуть.

YxUvRYjTI E

Фото: Алексей Малозёмов

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.