Новгородский активист не может быть привлечен к ответственности за оправдание нацизма

Новгородский активист не может быть привлечен к ответственности за оправдание нацизма

На фото: реконструкция открытого трибунала над нацистскими преступниками «Да судимы будете».

Такой ответ прокуратура Новгородской области дала на запрос первого заместителя губернатора Новгородской области Сергея Сорокина. Поводом к обращению чиновника в правоохранительные органы стали посты в соцсетях бывшего кандидата в депутаты Думы Великого Новгорода от партии «Яблоко» Виктора Шалякина. В них Шалякин выражал свое возмущение спектаклем «Да судимы будете» — реконструкцией суда над нацистскими преступниками.

В частности Шалякин писал: «Вот я думаю, а имел ли режиссер право ставить этот спектакль? Насколько это законно? Напомню, в том далеком 1947 году был настоящий суд и по его решению нацистские преступники были осуждены. Кто получил исключительную меру наказания — расстрел, кто длительный срок заключения. Потом решение суда состоялось и кому что было присуждено, тот за это и получил по заслугам. В сентябре 1955 года прошла Адена́уэровская амни́стия — окончательная амнистия немецких военнопленных, в основной массе — осужденных Военными трибуналами к длительным срокам лишения свободы немецких военных преступников из числа служивших в рядах СС, СД и Гестапо и отбывавших к моменту амнистии наказание в советских лагерях и тюрьмах. Амнистия (греч. αμνηστια — забвение, прощение) — мера, применяемая по решению органа государственной власти к лицам, совершившим преступления, сущность которой заключается в полном или частичном освобождении от наказания, замене наказания на более мягкое или в прекращении уголовного преследования. То есть после сентября 1955 года теоретически все проходящие по суду 1947 года в Новгородской Филармонии были освобождены от уголовного преследования и по Закону преступниками не являются. Вопрос — на каком основании режиссер в своем спектакле в 2018 году называет конкретных людей, которые преступниками по Закону не являются — преступниками. Я еще раз хочу обратить внимание — действующие лица — не вымышленные, а конкретные люди, в прошлом нацистские преступники, но на данный момент уголовное преследование в их отношении прекращено по Закону. Поэтому называть их публично преступниками НЕЗАКОННО. Это первое. Второе. Режиссер использует их настоящие имена в спектакле в коммерческих целях без их разрешения и без разрешения их родственников (если они умерли) . На каком основании ? Это НЕЗАКОННО. Третье. Это уже не юридическая, а этическая сторона. Представим себе, что на спектакль пришли гости из Германии — внуки и правнуки тех немецких солдат, кто остался навек на Новгородской земле в той войне. И что они увидят ? Как от имени возможно их далекого родственника говорит русский артист. Говорит заученную роль, а его судит такой же артист. И все это с пафосом на справедливость и правосудие. Но, ведь вопросы судья адресует к конкретному человеку, который в 1947 году уже на все ответил. А в 2018 году устами артиста как бы этот человек опять стал на скамью подсудимых. И он — этот человек не может сказать режиссеру и артистам: «ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ ? ЗАЧЕМ ВСЕ ЭТО ? Я НЕ ХОЧУ, ЧТО БЫ ВЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИ МОЕ ИМЯ В СВОЕМ ДЕШЕВОМ ШОУ». По моему мнению, спектакль незаконен и безобразен по этическим соображениям. Его нужно отменить.»

Как отметила прокуратура: «В ходе проверки сотрудниками полиции получены объяснения Шалякина В.В., который не отрицал факт размещения комментариев о театральной постановке «Да судимы будете!» на своих страницах в социальных сетях и подтвердил изложенную в них позицию, при этом указал, что размещенные на страницах комментарии являются исключительно его личным отношением к спектаклю, целей оправдания нацизма при их опубликовании, либо совершения иных противоправных действий он не преследовал». Кроме того, тексты были отправлены для изучения специалисту-филологу, который также счел их «частным мнением». Резюмируя свои выводы по поводу сообщений Шалякина, прокуратура пишет в ответе на запрос, что «оснований для привлечения его к административной либо уголовной ответственности в настоящее время не имеется».

Добавим, что в Новгородском районном суде сейчас рассматривается иск господина Шалякина к редакции «53 новостей» и ее сотрудникам, обнародовавшим эту историю. Среди претензий к журналистам – использование в качестве иллюстрации к материалу фотографии Виктора Шалякина в форме майора ВВС, сделанной 9 мая у Вечного огня. Этот снимок был размещен на той самой странице в социальной сети. Ущерб своим чести, достоинству и деловой репутации бывший военный оценил в 1 миллион рублей.

Фото: Новгородский государственный музей-заповедник.

Комментарии

Анна
12:55 28.02.2019

Думаю,с Шалякиным не все согласны.Особенно жители пострадавшей от немцев Новгородской обл.

Ольга
16:50 28.02.2019

Если бы у самого Шалякина кто нибудь из близких пострадал вряд ли он бы так запел.

иван
16:58 28.02.2019

Само название статьи является некорректным -Шалякин не оправдывает нацизм . Два разных события :сам спектакль и мнение гражданина Шалякина об этом спектакле . Мнение Шалякина носит , как сейчас принято говорить , оценочный характер и он имеет право его высказывать , если в нём нет призывов , квалифицируемых УК. Если спектакль документален , то он только рассказывает об исторических фактах , имевших место .

Анна Сергеевна
06:47 01.03.2019

Шалякину советую прочитать статью за 21.02.19 .Она посвящается освобождению Поддорья от фашистов.А это всего лишь капля в море страданий,крови,горя нашего народа.

Зоя
06:59 01.03.2019

Мы слишком добры и слишком наивны были и,к сожалению, остаемся всё такими же.Но почему-то именно нас все проклинают,называют агрессорами,небратьями и т .д.Хватит со всеми церемониться, прощать,помогать.Суд тоже может ошибаться.

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.