Новгородский филолог заступилась за оклеветанный «Домострой»

Доктор филологических наук Виктория Дидковская выступила в Валдайском музейном колокольном центре с лекцией о «Домострое».

Мужское самодурство, телесные наказания, скупость и рабское положение женщины - первое, что приходит на ум при упоминании этой книги. В своей лекции филолог попыталась доказать, что это лишь поверхностный взгляд на уникальный памятник древнерусской литературы, за написание которого, кстати, его автор был изображен на памятнике «Тысячелетие России».

По словам Виктории Генриховны, пристрастному восприятию «Домостроя» мы обязаны либеральной публицистике середины XIX века. Именно так впервые прозвучало слово «домостроевщина». Однако оценка нормативной системы «Домостроя» по принципу «плохо» или «хорошо» лишена всякого смысла. Для правильного понимания его содержания нужно рассматривать это произведение с позиций современной ему эпохи, считает филолог.

46302868865 fecc6744d2 c

Виктория Генриховна рассказала об истории написания «Домостроя», о том, что эта энциклопедия семейной жизни формировалась во времена Новгородской республики в Великом Новгороде, самом демократическом и социально свободном государственном образовании на территории Руси.

В числе наиболее спорных вопросов - проблема авторства протопопа Сильвестра. «Одни учёные считают, что в середине XVI века «Домострой» был написан духовником и сподвижником Ивана Грозного, протопопом Сильвестром, в качестве назидания молодому царю, другие исследователи считают его редактором более древней рукописи», - отметила Виктория Дидковская.

46302868535 402af200d0 c

Семья по «Домострою» — это маленький мир со своим внутренним устройством, в котором соблюдается строгий порядок и иерархия отношений. Опора семьи - хозяин, «государь». Глава дома занимает господствующее положение, но это не право, а скорее обязанность. К мужу предъявляются даже более суровые требования, чем к другим членам семьи.

Например, мужьям, в соответствии с книгой, нельзя пропускать ни дня церковного пения: ни вечерни, ни заутрени, ни обедни, а жене и домочадцам - как уж получится. Так что главная тема «Домостроя» - это тема ответственности мужа за всё. Его грех отразится на жене, детях, слугах.

46302868215 da3d8ec90e c

Обязанность и ответственность перед Богом и людьми за семью давали хозяину широкие права. Он был вправе наказывать, прощать, наставлять остальных членов семьи. Кстати «Домострой» рекомендует непослушных вразумлять поначалу «рассуждением», а если не поможет, то «плетью постегать», бить «вежливенько», «за руку держа». Но телесные наказания - это крайность.

По «Домострою» главное в семье - это отношения между мужем и женой, которые можно определить, как уживчивость. В книге употреблено в этом значении слово «уноровить» - поступить сообразно с желаниями и представлениями другого человека.

46302868485 15a8d06c3d c

Жена, как хозяйка, также имеет много различных обязанностей по содержанию дома и по воспитанию детей и слуг. Роль её в семье велика, поэтому она обладает известной долей самостоятельности и правом на уважение. Жена обязана сама заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу с тем, чтобы учить и контролировать слуг. Кроме того, она занимается воспитанием и обучением дочерей. По традиции обучение сыновей - обязанность отца. Жена, также, как и муж, имеет право отдавать приказания ключнику и слугам, однако, отправляясь в гости, она должна спрашивать у мужа совета, как и о чём с ними говорить.

Воспитанию детей в «Домострое» посвящены четыре главы. Воспитательные рекомендации приведены в книге сразу же после наставлений духовных, что свидетельствует о том, как ответственно относились тогда к этому вопросу.

Domostroy

Главные добродетели по «Домострою»: труд, физический и нравственный, чистая совесть - понятны людям как XVI, так и XXI века, что делает эту книгу актуальной до сих пор. Но особый интерес исследователей вызывают бытовые советы, которые иллюстрируют повседневную жизнь Московской Руси.

«Домострой» осуждает расточительность и призывает к бережливости. Это выражается в подробнейших советах о том, как мыть, считать и убирать посуду, шить с запасом, на вырост одежду (поскольку рождаемость была высокой), убирать праздничное платье, сохранять для сирот и нуждающихся вещи. «Всё это характерно для XV-XVI веков, когда и эпоха, и общество, и люди не были заражены потребительством. Для средневековья характерны частые эпидемии и голодные года, поэтому бережливость - залог вживания», - отмечает Дидковская.

46302868315 763001e427 c

В завершении лекции Виктория Генриховна отметила, что каждое поколение читающих людей понимает «Домострой» по-своему: «В настоящее время отношение к «Домострою» поменялось на положительное. Я считаю, что «Домострой» - это книга о здравом смысле. Его рекомендации не отличаются современностью, но все они связаны с вечными человеческими проблемами».

По информации сайта Новгородской епархии

Иллюстрация 1: pravschool.ru; 6 - свободные источники сети, остальные фотографии: сайт епархии