Дмитрий Иванов (Бардымский). «Рок над Северной Пальмирой». Пионер отечественной электрогитары – Анатолий Васильев

Дмитрий Иванов (Бардымский). «Рок над Северной Пальмирой». Пионер отечественной электрогитары – Анатолий Васильев

«53 новости» продолжают публиковать книгу известного новгородского музыканта Дмитрия Иванова (Бардымского) «Рок над Северной Пальмирой. Интервью, лирические отступления».

Не всякий современный музыкант или меломан знает о том, что все основные принципы отечественной популярной музыки, которыми мы пользуемся до сих пор, были заложены в середине 60-х годов прошлого века и главным проводником нового звучания в нашей стране был Анатолий Николаевич Васильев (1935 — 2017).

Для того чтобы убедиться в этом, достаточно послушать и сравнить записи нашей эстрады тех лет со звучанием «Поющих гитар» (пластинка 1968 года). Речь идёт не художественных достоинствах песен и не о вокальных данных исполнителей тех лет, а о самом подходе к аранжировке, манере исполнения, ансамблевому звучанию, выбору репертуара и другим тонкостям, от которых во многом зависит восприятие музыки. Тогда, в середине 60-х, у нас уже были группы, исполняющие западные стандарты. Васильеву же первому удалось соединить современные музыкальные интонации и ритмы с эстрадной и даже с народной песней. Причём не просто соединить, а сделать это талантливо, с хорошим художественным вкусом, сделать так, что и сейчас песни в исполнении ансамбля слушаются легко, свежо, несмотря на порой банальные тексты. «Поющие гитары» не были рок-группой в привычном понимании этого слова, но это нисколько не уменьшает художественных достоинств коллектива. Надо сказать, что в 60-е годы песни сочинялись в основном профессиональными поэтами и композиторами. Тем не менее, уже тогда в коллективе были сочинены первые хиты: «Сумерки», «Для меня нет тебя прекрасней» и т.д., не теряющие популярности до сих пор. 

Под руководством Анатолия Васильева были поставлены три музыкальных спектакля: «Орфей и Эвридика», «Гонки», «Тиль Уленшпигель».

orfey

Работу над записью последней оперы в домашней студии Васильев завершил незадолго до смерти. В связи с проблемами со здоровьем Анатолий Николаевич в последние годы жизни редко покидал свой дом и занимался звукозаписью в своей квартире. Наверняка в его фонотеке остались записи не известные широкому кругу слушателей. В средствах массовой информации, безусловно, есть материал о творчестве Анатолия Васильева, но его незаслуженно мало.

В основу данной публикации положены два интервью 1997 и 2000 годов.

Я сознательно нарушаю хронологию бесед с Анатолием Николаевичем для того, чтобы вернее соблюсти хронологию развития популярной музыки в нашей стране.

В том, что касается процесса становления отечественной популярной музыки, у нас сложился определённый стереотип, согласно которому, как уже говорилось, c появлением джаза США на какое-то время стали главными законодателями новых музыкальных идей и направлений в области популярной музыки. Весь мир, включая СССР, с большим или меньшим успехом стал перенимать эти новые идеи и создавать свои джазовые оркестры, оставаясь при этом всегда, как минимум, на шаг позади. Массовый интерес к рок-н-роллу и электрогитаре в СССР появился в середине 60-х годов и связан он с феноменальным успехом ансамбля «Битлз», как во всём мире, так и в нашей стране. Интерес же к их предшественникам – Элвису Пресли, Чаку Бэрри и т.д., популярным на Западе ещё в 50-е годы, появился в нашей стране уже позже, как следствие популярности «Битлз». Однако на самом деле события развивались не совсем так. Вот как вспоминает об этом Анатолий Васильев (А.В.). – руководитель первого советского ВИА «Поющие гитары»:

AV 2А. В.: Я занимался джазом с 1953 года. У нас был первый после 1948 года джаз-оркестр в Ленинграде.

— Где вы базировались?

А. В.: В ДК возле Финляндского вокзала.

— Это был любительский состав или профессиональный?

А.В.: Любительский, конечно. Мы были молодыми пацанами. Я учился в техникуме. Музучилище я закончил уже после техникума. А тогда я играл на саксофоне с Геной Герштейном. Весь джазовый мир его знает.

— А сейчас он где?

А.В.: Здесь, преподаёт. Талантливый человек. Когда появились Чарли Паркер и Майлз Девиз, они первыми у нас стали играть «бибоп». Играли один в один. Импровизации, естественно, свои. Костя Носов колоссальный был трубач. Умер в Болгарии. Руководителем нашего коллектива был Станислав Пожлаков. Мы играли в институтах на танцевальных вечерах джаз. Когда в 55-м году появился рок-н-ролл мы стали записывать песни по приёмнику на магнитофон «Днепр», решали, что будем играть. моментально «снимали» темы, разучивали и через неделю уже играли на танцах. Были самыми популярными людьми в Питере.

— Рок-н-ролл вы играли на саксофоне?

А.В.: Я играл уже на гитаре. Летом, перед тем как уйти в отпуск, наш ударник сказал мне: «Толя, ты не смог бы за лето научиться играть на гитаре?» Я говорю: «На гитаре никогда не пробовал играть». «Так, попробуй. ты же струнник». 

Я купил себе простую гитару. Стал подбирать на ней аккорды. Меня познакомили с радистом, который изготовил мне электромагнитный звукосниматель. Он приклеивался к гитаре пластилином. От него шёл длинный экранированный шнур, который втыкался в усилитель «КИНАП». Гитара звучала очень громко. Мы стали играть рок-н-ролл. Пожлаков пел.

На фото ниже Станислав Пожлаков

SP

— Какой это был год?

— 1955-й — 56-й. Та музыка, что появлялась в то время на Западе, уже через неделю исполнялась нами в Ленинграде.

— Как назывался ваш коллектив?

А.В: Просто оркестр Пожлакова. У нас была жуткая популярность. Народу набивалось много. В зале духотища, жарко… Звукосниматель на пластилине. От жары он отлипает и во время игры вылетает из под струн. Я хватаю его и вновь пришлёпываю на деку…

— А ваша первая настоящая электрогитара?

А.В.: Я привёз её из ГДР. Красная, очень симпатичная гитара. Ко мне домой приходили с фабрики им. Луначарского — снимали с неё чертежи. Это было в 1963-м году. Первый советский фильм, в котором звучала электрогитара, вышел в 1964-м году. Я там играл с оркестром ленинградского радио. Фильм назывался «Я шагаю по Москве». Вторым фильмом, в котором я играл на электрогитаре, был фильм « Берегись автомобиля».

— Расскажите о вашей работе в ансамбле «Дружба»?

А.В.: В ансамбле «Дружба» я работал с 1959-го по 1966-й год. Руководителем у нас был Александр Броневицкий, солисткой — Эдита Пьеха. Я работал в первом, втором и третьем составе «Дружбы».

z 92e164c8 768x1024

В первом составе у нас было 12 солистов. В «Дружбе» тогда пели: Чернушенко – нынешний ректор консерватории, Михайлов – дирижёр филармонического оркестра. Там было много талантливых людей. Броневицкий не был самым талантливым. Меня пригласили, и я стал играть на гитаре. Отошёл от джаза.

— Увлечение рок-н-роллом осталось?

А.В.: Джазом. Мы ведь не только рок-н-ролл играли.

— Как создавался ансамбль «Поющие гитары»?

А.В.: Это было уже, когда появились «Битлз». Я услышал «Битлз» и, конечно, заторчал. Примерно в это же время к нам приехал итальянский коллектив Марино Марини. Они выступали у нас в оперной студии, и мне жутко понравилось то, что в ансамбле было 6 человек, и все они пели. Я захотел создать такой же ансамбль, ведь я по профессии хоровик. Вначале была идея сделать коллектив: солист и аккомпанирующий состав, умеющий петь и играть. В качестве солиста был приглашён Анатолий Королёв. Когда было подано заявление об увольнении и взяты билеты на юг, Королёв отказался, и мы поехали без солиста. Волей-неволей пришлось петь нам самим. Всё это было до Ленконцерта на свой страх и риск. Мы приехали на юг. Там нам дали возможность жить и питаться на турбазе. Вечерами мы играли на танцах, а днём репетировали.

MM

Когда осенью 66-го года мы вернулись в Ленинград, я пришёл в Ленконцерт и сказал, что у меня есть новый коллектив. В дирекции сказали: «Давайте на худсовет». Мы выступили на худсовете и показали одно отделение. Обсуждение было очень бурным. Большинство отнеслось к идее отрицательно. Многим не понравилось, что в ансамбле нет вокалиста. Однако директор Ленконцерта, Коркин, сказал: «Мне это кажется перспективным. Товарищ Васильев, через месяц дайте сольный концерт». Дали нам помещение, и через месяц мы сдали концертную программу. Первый концерт у нас был 5 октября в Военмехе.

— По какому принципу подбирались исполнители? Было ли у них музыкальное образование?

А.В.: В первом составе с музыкальным образованием никого не было.

— Вы помните первый состав?

А.В.: Конечно. Я играл на соло-гитаре; Евгений Броневицкий играл на бас-гитаре; Владимир Калинин играл на ритм-гитаре, Серёжа Лавровский играл на барабанах; Лёва Вильдавский играл на клавишных. В этом составе мы репетировали на Юге. Когда начали работать с концертной программой, я взял звукоинженера и трубача Эдгара Бернштейна и Олега Мошковича. Это был профессионал с консерваторским образованием. Потом Фёдоров появился. 

Евгений Броневицкий

EB

— А вы сами пели?

А.В.: Конечно. На худсовете, тогда ещё не было Фёдорова, мы пели с Броневицким «A hard days night». Английский текст я написал на полу крупными буквами. Комиссия сидела внизу и не видела то, что там было написано.

— Какая у вас была в то время аппаратура?

А.В.: Вначале «самопальная», а потом мы купили фирменную аппаратуру, но она была слабенькая – 40 Вт. Я не доверял звук никому. Пульт стоял у нас на сцене, и когда я не играл, то сам крутил ручки.

— Ваши собственные музыкальные пристрастия на то время?

А.В.: Они были очень разнообразны, как и сейчас. Я и русские народные песни люблю, джаз очень люблю, ну, и «Битлз», естественно. Мы играли очень много песен «Битлз», но нам разрешали исполнять за один концерт не больше двух. Остальное – песни советских композиторов. Я брал песни наших композиторов и делал аранжировки. Затем это делал Гриша Клеймиц. Кузинер делал много аранжировок. «Саласпилс» — это его аранжировка и его песня.

Григорий Клеймиц и Жан Татлян

Kl

— Очень похожую песню я слышал у «Аргонавтов».

А.В:.- Она похожа, припев похож. Он как бы взял от них идею.

— Какой период времени вы считаете звёздным часом ансамбля?

А.В.: Трудно сказать. У нас всегда были переаншлаги. В 1975 году я занялся оперой потому, что почувствовал: у публики уже не та реакция на наши выступления. Уже было много подобных коллективов. Мы же своего репертуара не пели. Композиторов у нас не было. Был Антонов Юра. Начинал у нас. Но потом он ушёл.

— Bы ведь и сами писали музыку.

А.В.: Свои песни? Я писал, но очень мало.

— То есть вы считаете, что это не ваше призвание?

А.В.: Да.

— Ну, а вот «Сумерки», ведь эта песня и сейчас популярна.

А.В.: Да. Но я не считал, что я композитор и сейчас не считаю. А вот когда в 1975 году поставили «Орфея», успех был колоссальный. Помню, еду в такси в Днепропетровске, а шофёр мне говорит:- «Народ с ума сошёл. На оперу все рвутся. Никогда не ходили на оперу, а теперь бегут».

Альберт Асадуллин и Ольга Левицкая в опере «Орфей и Эвридика»

Orfey

— Вы ещё ставили оперу «Фламандская легенда». Она, наверное, более сложная…

А.В.: Да, сложная. Авангардистская.

— Она меньшим спросом пользовалась?

А.В.: Наверное, да. Музыка, действительно, очень сложная, но хорошая.

— А вы её записали?

А.В.: Нет, у меня есть только записи с концертов. А потом я сделал ещё эксперимент – мюзикл «Гонки».

— А кто автор?

А.В.: Автор был я и Сергей Самойлов. Мы поработали с этим мюзиклом только полгода, а потом я ушёл из ансамбля.

— В каком году это было?

А.В.: В 1982-м году. Честно говоря, мы с мюзиклом не справились по большому счёту. Музыканты не справились, да и вокалисты тоже. Это был уже настоящий мюзикл, более сложный жанр. Здесь нужно было быть и сильным актёром и вокалистом. Музыка сложная, серьёзные аранжировки. Нужно, чтобы люди чувствовали свинг. А это могут далеко не все вокалисты. Солист может быть прекрасным исполнителем партии Орфея, безукоризненным, но то, что касается джаза, то это он петь может не всегда. Когда у человека нет свинга в душе, я это сразу ощущаю. Ещё раньше, для оперы, я пригласил в ансамбль Виктора Кривоноса. У него очень крепкий голос, да и актёр он хороший. «Орфей» писался для него. Мы ездили по городам с гастролями, и он исполнял «Лестницу в небо». Народ на концертах стонал, но всё это было, конечно, не то.

Александр Фёдоров

AF

— Расскажите о становлении Александра Фёдорова, как вокалиста ансамбля.

А.В.: Мы серьёзно занимались вокалом. Перед каждым концертом по часу распевались. Это приносило плоды. Маккартни он пел один в один.

— А как он поёт сейчас?

А.В.: Очень хорошо. Так же. Вот Броневицкий, голос потерял. Все эти годы он не пел. А Саша пел всё время, поэтому у него это и осталось. И Ступаченко прекрасно поёт, даже лучше, чем раньше, хотя он теперь церковный служитель. У него седая борода, седые волосы и, тем не менее, был очень подвижен на сцене. Публика принимала нас колоссально.

pg logo2— С какой целью музыканты собрались снова? Ностальгия? (разговор происходил в 1997 году, после этого коллектив воссоединился, — ред.).

А.В.: Во-первых, хотели отметить юбилей. Ребята вовсю сейчас репетируют для того, чтобы, может быть, съездить куда-нибудь на гастроли.

— Какой у них репертуар?

А.В.: Репертуар старый. Сейчас и не нужно нового. Намеренно не нужно.

— А «Битлз» вы исполняете?

А.В.: Да.

— Как вы считаете, не закончился ли прогресс в рок-музыке в конце 70-х с появлением панк-рока ,с одной стороны, и музыки диско с другой?

А.В.: Да, всё пошло на закат. Новых музыкальных идей сейчас мало.

— В начале 70-х годов в Ленинграде появились группы, пишущие песни на русском языке. Как вы к этому относились?

А.В.: Нормально.

— Как вы относитесь к тому мнению, что джаз по-настоящему звучит только на английском языке?

А.В.: Знаете, все говорили, что немецкий язык совершенно не вокальный и на нём петь рок и поп-песни нельзя. Тем не менее, «Битлз» выпустили пластинку на немецком языке, и песни звучали.

Когда мы впервые попали в Германию, то посещали там рок-клубы и дискотеки, наблюдая за тем, как поют немцы. Если человек поёт по-настоящему, то ты вообще не обращаешь внимания на язык, потому что поются гласные. При этом сам язык перестаёт играть какую-то роль.

— Вы интересовались отечественными рок-группами?

А.В.: Особенно нет. Наше рок-искусство связано в первую очередь с текстом, а не с музыкой. Но по большому счёту все хотят нравиться большему количеству людей. Все хотят на телевидение, поэтому постепенно они как бы трансформируются.

BG

— Как вы относитесь к группе «Аквариум»?

А.В.: Вначале ничего музыкального у них не было, а потом он взял хороших музыкантов.

— Курёхин? Ляпин?

А.В.: Курёхина я знал, и к тому, что он делал, отношусь негативно. Это шарлатанство, честно говоря. Он занимался этим для того, чтобы как-то выделиться на общем фоне. Уж если бы там что-то было, то бы и осталось. А ведь ничего не осталось.

— От «Аквариума»?

А.В.: Нет, от Курёхина.

— Но у него же за рубежом выходили пластинки?

А.В.: Это просто было время, когда на Западе пытались найти в нас что-то хорошее. Его пригласили как пианиста на джазовый фестиваль. Но это же смешно. Какой он пианист? Никакой. А его на конкурс. Ну, и там, конечно, полная лажа.

— А кто вам нравится?

А.В.: «Песняры» — очень сильный коллектив.

— Как осуществлялись записи ваших первых пластинок?

А.В.: Все партии исполнялись сразу. Записи наложением тогда ещё не было и, если кто-нибудь ошибался, всё переписывалось заново.

— Как вы относитесь к «компьютеризации» в музыке?

А.В.: Положительно. Это очень помогает.

Продолжение следует.

Фото: открытые источники интернета, сайт ансамбля «Дружба», сайт «Поющих гитар»; 24smi.orgspecialradio.ru

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.