Как сделать велосипед массовым транспортом в Великом Новгороде?

До наступления весны остаётся чуть больше двух недель. С приходом теплой погоды многие любители активного образа жизни пересядут с автомобилей и общественного транспорта на велосипеды и самокаты.

В Великом Новгороде ежегодно проходит всероссийская акция «На работу на велосипеде». В мае прошлого года старший научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН Дмитрий Асташкин рассказал «53 новостям» о том, что езда на велосипеде не только полезна для здоровья, но и экономит ваши средства.

Но что нужно сделать для того, чтобы Великий Новгород стал комфортным городом для тех, кто использует велосипед как средство передвижения? Об этом и многом другом наше издание поговорило с руководителем проекта «Велосипедизация Великого Новгорода»  Евгением Нефедовым.

- Евгений, расскажите, как в 2012 году родилась идея создания вашего проекта «Велосипедизация Великого Новгорода»?

- Этот проект появился сперва как информационный. Я просто стал собирать разрозненную на тот момент информацию по этой теме в одном месте. Затем последовали покатушки, показы фильмов и акции. Первая масштабная акция – перфоманс «Велосипед» - собрала около трёхсот участников. Затем были «Велосветлячки», «Велопроменады», велопарады, «На работу на велосипеде» и другие акции.

- Можете рассказать о вашем проекте для тех, кто впервые о нем слышит? В чем состоит его уникальность?

- Суть, конечно, не только в красивых акциях и пропаганде велокультуры. Акции нужны, чтобы показать запрос на инфраструктуру, показать, что людей, которые пользуются велосипедом, действительно много. К примеру, прошлом году велопарад собрал около восьмисот человек. Но есть ещё одна важная составляющая проекта – мониторинг проектов реконструкций, строительства, различные консультации.

Мы стараемся отслеживать все новые проекты и проверяем их на предмет наличия велосипедной инфраструктуры, её качества и удобства. Дело в том, что не всегда вновь созданная велодорожка пригодна для использования. Наша задача – предотвратить ситуацию, когда инфраструктура создана для галочки, а не для людей.

Иногда чиновники обсуждают какие-то решения с нами на городской велокомиссии, но в большинстве случаев до сих пор нам приходилось самим следить, что и где проектируется, а затем строится. Даже после того, как проект готов, его надо воплотить без недочётов. К примеру, лишние три сантиметра высоты поребрика где-то могут стать серьёзным препятствием. Но современные решения сейчас воплощаются в жизнь почему-то не очень охотно. Например, вместо велопереездов на пересечениях с проезжей частью на Луговой улице сделали обычные пешеходные переходы, что для велолюбителей подразумевает необходимость спешивания. Все эти маленькие детали влияют на результат: будут пользоваться этой инфраструктурой или станут её игнорировать.

- На ваш взгляд, много ли в Великом Новгороде людей, которые вместо автомобиля предпочитают перемещаться по городу на велосипеде? Нефедов

- Таких людей много, но может стать ещё больше. Чтобы велосипед стал массовым транспортом, надо сделать передвижение на нём в городской среде максимально удобным. Когда будет очевидно, что передвигаться на велосипеде можно быстрее, безопаснее и полезнее для здоровья, чем, например, на машине, тогда им будут пользоваться. Многие участники наших акций – это потенциальные велопользователи, которые хотели бы ездить на велосипеде по делам, на учёбу, на работу и так далее. Многие из них и сейчас ездят на велосипеде круглый год. Но для массовости надо создавать соответствующие условия. Есть и те, кто в акциях не участвует, но регулярно пользуется велосипедом.

- Никто не станет спорить, что велосипед безопасен и полезен для здоровья. Но какие ещё преимущества есть у него при сравнении другими видами транспорта?

- В нашем небольшом городе преимущества велосипеда перед автомобилем очевидны. Чтобы добраться с одного конца города на другой, надо проехать не более 10 километров. Это расстояние велосипедной доступности, то есть пешком может быть немного долго, а на велосипеде - в самый раз. Езда на велосипеде – это движение, чего сейчас многим не хватает из-за сидячей работы, заряд бодрости и хорошего настроения. Езда на машине – это напряжение, стресс, пробки, поиск парковки.

- Многие новгородские велолюбители отмечают, что в городе крайне мало велодорожек. А как вы оцениваете уровень оснащённости Великого Новгорода для велолюбителей?

- Ради справедливости надо сказать, что велоинфраструктуру сейчас закладывают во все проекты капитального ремонта, реконструкций и нового строительства улиц. Остаётся следить за качеством и за деталями. Но всё же пока это отдельные кусочки велодорожек, разбросанные по городу, а нужна связанная сеть. Велопарковок тоже не хватает, особенно у разных учреждений, таких как школы, поликлиники, разные социальные объекты, а также у торговых центров и магазинов. Очень важен вопрос содержания инфраструктуры. Те велодорожки, которые есть, должны чиститься в приоритетном порядке, в частности, зимой, если мы хотим, чтобы ими пользовались.

- Что нужно сделать для того, чтобы Великий Новгород стал комфортным городом для тех, кто передвигается на велосипеде?

- Необходимо поддерживать инфраструктуру в пригодном для использования состоянии и создать непрерывные маршруты. Предпосылки для связных маршрутов есть. Мы прорабатывали пилотные маршруты, но их надо реализовывать. Если человек будет понимать, что он сейчас выйдет из дома с велосипедом на велодорожку и доедет по ней за несколько минут до места назначения без спешиваний из-за физических препятствий и пересечений с дорогами, что он элементарно не застрянет в снегу или в грязи, а затем сможет без проблем пристегнуть велик к велопарковке у работы, то, конечно, он выберет велосипед. Автомобиль не должен быть единственной возможностью комфортного и безопасного передвижения по городу. Надо предоставить справедливый выбор, иначе это город не для людей, а для автомобилей.

Напомним, что ранее наше издание писало о проекте благоустройства набережной Александра Невского в Великом Новгороде, в котором предусмотрены важные изменения для велолюбителей.

Фото: №1 - Артур Осипов, №2 – Анастасия Васильева.