Как сделать велосипед массовым транспортом в Великом Новгороде?

Как сделать велосипед массовым транспортом в Великом Новгороде?

До наступления весны остаётся чуть больше двух недель. С приходом теплой погоды многие любители активного образа жизни пересядут с автомобилей и общественного транспорта на велосипеды и самокаты.

В Великом Новгороде ежегодно проходит всероссийская акция «На работу на велосипеде». В мае прошлого года старший научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН Дмитрий Асташкин рассказал «53 новостям» о том, что езда на велосипеде не только полезна для здоровья, но и экономит ваши средства.

Но что нужно сделать для того, чтобы Великий Новгород стал комфортным городом для тех, кто использует велосипед как средство передвижения? Об этом и многом другом наше издание поговорило с руководителем проекта «Велосипедизация Великого Новгорода»  Евгением Нефедовым.

— Евгений, расскажите, как в 2012 году родилась идея создания вашего проекта «Велосипедизация Великого Новгорода»?

— Этот проект появился сперва как информационный. Я просто стал собирать разрозненную на тот момент информацию по этой теме в одном месте. Затем последовали покатушки, показы фильмов и акции. Первая масштабная акция – перфоманс «Велосипед» — собрала около трёхсот участников. Затем были «Велосветлячки», «Велопроменады», велопарады, «На работу на велосипеде» и другие акции.

— Можете рассказать о вашем проекте для тех, кто впервые о нем слышит? В чем состоит его уникальность?

— Суть, конечно, не только в красивых акциях и пропаганде велокультуры. Акции нужны, чтобы показать запрос на инфраструктуру, показать, что людей, которые пользуются велосипедом, действительно много. К примеру, прошлом году велопарад собрал около восьмисот человек. Но есть ещё одна важная составляющая проекта – мониторинг проектов реконструкций, строительства, различные консультации.

Мы стараемся отслеживать все новые проекты и проверяем их на предмет наличия велосипедной инфраструктуры, её качества и удобства. Дело в том, что не всегда вновь созданная велодорожка пригодна для использования. Наша задача – предотвратить ситуацию, когда инфраструктура создана для галочки, а не для людей.

Иногда чиновники обсуждают какие-то решения с нами на городской велокомиссии, но в большинстве случаев до сих пор нам приходилось самим следить, что и где проектируется, а затем строится. Даже после того, как проект готов, его надо воплотить без недочётов. К примеру, лишние три сантиметра высоты поребрика где-то могут стать серьёзным препятствием. Но современные решения сейчас воплощаются в жизнь почему-то не очень охотно. Например, вместо велопереездов на пересечениях с проезжей частью на Луговой улице сделали обычные пешеходные переходы, что для велолюбителей подразумевает необходимость спешивания. Все эти маленькие детали влияют на результат: будут пользоваться этой инфраструктурой или станут её игнорировать.

— На ваш взгляд, много ли в Великом Новгороде людей, которые вместо автомобиля предпочитают перемещаться по городу на велосипеде? Нефедов

— Таких людей много, но может стать ещё больше. Чтобы велосипед стал массовым транспортом, надо сделать передвижение на нём в городской среде максимально удобным. Когда будет очевидно, что передвигаться на велосипеде можно быстрее, безопаснее и полезнее для здоровья, чем, например, на машине, тогда им будут пользоваться. Многие участники наших акций – это потенциальные велопользователи, которые хотели бы ездить на велосипеде по делам, на учёбу, на работу и так далее. Многие из них и сейчас ездят на велосипеде круглый год. Но для массовости надо создавать соответствующие условия. Есть и те, кто в акциях не участвует, но регулярно пользуется велосипедом.

— Никто не станет спорить, что велосипед безопасен и полезен для здоровья. Но какие ещё преимущества есть у него при сравнении другими видами транспорта?

— В нашем небольшом городе преимущества велосипеда перед автомобилем очевидны. Чтобы добраться с одного конца города на другой, надо проехать не более 10 километров. Это расстояние велосипедной доступности, то есть пешком может быть немного долго, а на велосипеде — в самый раз. Езда на велосипеде – это движение, чего сейчас многим не хватает из-за сидячей работы, заряд бодрости и хорошего настроения. Езда на машине – это напряжение, стресс, пробки, поиск парковки.

— Многие новгородские велолюбители отмечают, что в городе крайне мало велодорожек. А как вы оцениваете уровень оснащённости Великого Новгорода для велолюбителей?

— Ради справедливости надо сказать, что велоинфраструктуру сейчас закладывают во все проекты капитального ремонта, реконструкций и нового строительства улиц. Остаётся следить за качеством и за деталями. Но всё же пока это отдельные кусочки велодорожек, разбросанные по городу, а нужна связанная сеть. Велопарковок тоже не хватает, особенно у разных учреждений, таких как школы, поликлиники, разные социальные объекты, а также у торговых центров и магазинов. Очень важен вопрос содержания инфраструктуры. Те велодорожки, которые есть, должны чиститься в приоритетном порядке, в частности, зимой, если мы хотим, чтобы ими пользовались.

— Что нужно сделать для того, чтобы Великий Новгород стал комфортным городом для тех, кто передвигается на велосипеде?

— Необходимо поддерживать инфраструктуру в пригодном для использования состоянии и создать непрерывные маршруты. Предпосылки для связных маршрутов есть. Мы прорабатывали пилотные маршруты, но их надо реализовывать. Если человек будет понимать, что он сейчас выйдет из дома с велосипедом на велодорожку и доедет по ней за несколько минут до места назначения без спешиваний из-за физических препятствий и пересечений с дорогами, что он элементарно не застрянет в снегу или в грязи, а затем сможет без проблем пристегнуть велик к велопарковке у работы, то, конечно, он выберет велосипед. Автомобиль не должен быть единственной возможностью комфортного и безопасного передвижения по городу. Надо предоставить справедливый выбор, иначе это город не для людей, а для автомобилей.

Напомним, что ранее наше издание писало о проекте благоустройства набережной Александра Невского в Великом Новгороде, в котором предусмотрены важные изменения для велолюбителей.

Фото: №1 — Артур Осипов, №2 – Анастасия Васильева.

Комментарии

сергей
17:01 14.02.2019

самый естественный вопрос:зачем делать велосипед транспортом в городе , где лето длится 3 месяца ? Ради 2-3 процентов населения всех остальных ограничивать в передвижении из-за велосипедных дорожек ?

Сбыслав
08:57 15.02.2019

Сергей, скажи это в Дании, Швеции, Финляндии и над тобой посмеются

Вика
15:51 15.02.2019

Не соглашусь по поводу 2-3месяцев. Являюсь человеком который предпочитает передвигаться по нашему городу на велосипеде. В среднем 10месяцев в год, передвигаются на велике конечно в зависимости от погоды. В прошлую зиму тоже ездила, позволяли погодные условия и чистые от большого снега тротуары. Велик мобилен, меня не очень напрягает отсутствие велодорожек, но велопарковок мало. До работы к примеру на автобусе добираются 30 минут, на велике максимум 15. Разница есть. И опять же гораздо дешевле да и для здоровья лучше.

Сергей Александрович
16:46 15.02.2019

Мало велосипедистов потому что нет связанных маршрутов. Будут маршруты, будет больше желающих катать.

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.