Андрей Никитин в большом интервью ответил на злободневные вопросы о новгородской медицине

Андрей Никитин в большом интервью ответил на злободневные вопросы о новгородской медицине

Вчера вечером состоялось большое интервью губернатора Андрея Никитина Новгородскому областному телевидению и телеканалу Россия-24.

Об итогах года с главой региона беседовали Сергей Бондаренко и Сергей Даревский.

Первой темой стала медицина. Губернатора спросили о том, насколько необходимо было преобразование нескольких районных больниц в дневные стационары.

Вот, что ответил на этот актуальный вопрос Андрей Никитин:

— Последние несколько десятков лет мы находимся на последних местах по смертности населения в стране. И что самое обидное и опасное – на последних местах по смертности среди трудоспособного населения.

Мы имеем достаточно серьезные долги в здравоохранении, которые тоже накоплены за последние лет пять. Есть ряд больниц, которые должны серьезные деньги поставщикам продуктов, лекарств и так далее.

Ситуация с областной медициной никого не может устраивать.

Мы привыкли как-то так жить, видим, что ситуация по-тихонечку становится не лучше, а хуже. Никто, ни врачи, ни пациенты, не довольны тем, как все это сегодня работает, и куда это все идет.

И у нас есть выбор: или продолжать катиться куда-то там в черную дыру или начать что-то делать. А что мы можем начать делать?

Основная проблема нашей сегодняшней медицины – отсутствие первичного звена. Это не только наша проблема, потому что об этом говорил президент и в «майском указе». Возвращение первичного звена – это, наверное, задача всей страны, но у нас это видно наиболее четко. У нас сегодня медицина не доходит до отдаленных поселков и деревень, до мест, где живут люди. И первое, что мы должны сделать – заново выстроить систему здравоохранения в тех условиях, в которых сегодня находимся мы, так как мы живем сегодня не так, как жили в Советском Союзе, а так, как население нашей области располагается в 2018. Населения стало меньше, более того, очень сильно изменились пропорции проживания населения на территориях… Поселения Новгородского района больше, чем отдельные районы Новгородской области. Изменилась структура расселения.

И здесь первое, что мы должны сделать – восстановить первичное звено. Вот это – задача номер 1.

С. Д.: Это ФАПы?

PoezdА. Н.: Это ФАПы, это мобильные ФАПы, это бригады врачей, выезжающие в районы на мобильных поликлиниках. Первую мы недавно с вами протестировали. И я думаю, минимум четыре таких поликлиники в следующем году поедут у нас по всем районам, как раз по отдаленным территориям…

Главное наше достижение этого года: у нас в том году около 30 тысяч человек прошли диспансеризацию, а в этом – 90 тысяч. А нам нужно выйти на 100, 120 тысяч человек, чтобы ежегодно люди проходили медицинские осмотры. Чтобы те проблемы, которые у нас у всех когда-то начинаются со здоровьем, можно было бы выявить на ранних стадиях. И вот первый шаг – мобильные ФАПЫ и просто ФАПы. Первый шаг — восстановление первичного звена.Порядка 40 ФАПов у нас появится на территории дополнительно, мобильных ФАПов – тоже несколько десятков. Те, что будут приезжать в те поселения, где живут меньше 100 человек. А там, где живет сто — везде будет ФАП.

Второе: нам нужна система медицинской маршрутизации. Нам нужно максимально наполнить наши межрайонные центры оборудованием… Я нельзя в послании говорил про Боровичскую ЦРБ. Нам принципиально нужно там эндоваскулярное отделение. Что это такое? Это инфаркты и инсульты. Если человек с инфарктом должен будет из Боровичского, Мошенского района ехать в Великий Новгород, то, скорее всего, его не спасем, а если спасем, будет инвалидом… То есть нам нужно усилять межрайонные центры. Это вторая задача.

Третья задача – максимальная мобильность. Нужно больше хороших скорых, нужны обязательно хорошие дороги. Поэтому наша опорная сеть будет развиваться от райцентра до каждого социального учреждения, чтобы можно было быстро доехать.

sanaviaИ очень важный момент: мы вошли в федеральный проект по санавиации. Нас не было там, он развивается последние два или три года… Мы вошли и дополнительные федеральные деньги получим на вылеты санавиации, вылеты вертолетов. Это позволит в экстренных случаях сто процентов закрывать ситуации со сложными ДТП, какими-то производственными травмами, со всеми теми моментами, когда человека надо крайне быстро доставить в медицинское учреждение.

С этой точки зрения, для нас важно сейчас решить несколько задач. Первая задача – сохранить медицинский персонал. Научиться сокращать задолженность учреждений.

С. Д.: Но ведь им нельзя повысить зарплату, когда больница в долгах, как же мы будем его сохранять?

А. Н.: Абсолютно верно. Для этого нужно гасить долги. А как формируется в медицине оплата? Есть фонд обязательного медицинского страхования, работодатели платят за работников, область платит за неработающее население – за стариков, инвалидов, детей. Примерное соотношение – плюс-минус два миллиарда мы платим, пять миллиардов платят за работающее население. Вот у нас фонд. Дальше что происходит: приходит пациент к врачу. Врач ему проводит консультацию, делает операцию, любое действие – и больница отправляет заявку в фонд на оплату. Чем больше людей пришло  в больницу, чем больше каких-то медицинских манипуляций прошло, тем больше в больницу приходит денег. Если в больницу приходит один-два человека, а ей надо содержать огромное здание, топить его, платить коммуналку и так далее, то там неминуемо возникают проблемы с накоплением долга.

С. Д.: Поэтому мы укрупняем стационары?

А. Н.: Да мы их не то, что укрупняем. С точки зрения банальных расчетов, одна больница должна быть на 50 тысяч человек. Но мы же говорим о развитии региона! Если мы сделаем одну больницу на 50 тысяч человек, то у нас вообще этих больниц не будет.

Поэтому задача – сохранить все больницы, которые есть в районах. Ни одну из них не ликвидировать, сохранить там полноценное медицинское обслуживание, не потерять ни одного врача.

С. Б.: Андрей Сергеевич, а почему нельзя было это делать постепенно? Сначала поставить медицину на колеса, ввести эти мобильные ФАПы, мобильные поликлиники, и после этого заняться уже теми малыми районными больницами, которые действительно сейчас не в состоянии выполнять свои функции?

fapА. Н.: Так это все будет происходить параллельно. У нас вся мобильная медицина, все ремонты, все закупки запланированы на следующий год. Здесь не будет ситуации, при которой что-то изменилось и ничего не добавилось.

С. Б.: Вы не боитесь, что мы снова наткнемся на эффект исполнителя, когда не выйдут автобусы, которые должны подвозить из Шимска в Сольцы больных, будет некачественно организована доставка, и эти детали как снежный ком погубят понятный и логичный проект?

— Наверное, не бояться этого нельзя, я нормальный человек, понимаю, что существуют риски. Именно поэтому я лично занимаюсь этими вопросами. Именно поэтому мы еженедельно собираемся в правительстве и обсуждаем, как идет работа. В том числе, по тем вопросам, которые граждане задают. Именно поэтому я встречаюсь с людьми в районах, чтобы самому понимать, как ситуация обстоит, и что на самом деле беспокоит граждан. И зачастую оказывается, что тема медицины только повод поговорить о наболевшем, о каких-то других проблемах, которые в районах есть. Безусловно, здесь только личный контроль. Иного, к сожалению, метода нет. Это моя ответственность, я пришел в регион не для того, чтобы что-то разваливать или сокращать.

Смотрите полную версию интервью:

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.