Открыта новая комета. В ноябре у нас есть шанс её увидеть

Ноябрь близится к концу, и вроде как о том, что будет видно, все известно. Ан нет. Случаются и неожиданности.

В эпоху роботизированных обзоров неба обычный любитель астрономии из своего дома, в собственный телескоп открыл комету. Сейчас это и правда редкость. Случилось это 7 ноября, и счастливчиком стал ветеран астрономии Дон Мачхольц из Калифорнии. На его счету это уже 12-я комета. Буквально через пару часов независимо от него эту же комету обнаружили японские астрономы Сигехиса Фудзикава и Масаюки Ивамото. Комета получила тройное имя, что в наше время тоже редкость.

Комета сразу привлекла к себе внимание своей активностью. Быстрый набор ею яркости свидетельствует о том, что она впервые приближается к Солнцу. За неделю яркость кометы Мачхольца-Фудзикавы-Ивамото увеличилась с +13 до +7,5, и это очень быстро (о яркости и звездных величинах см. мои ежемесячные обзоры неба).

Теперь главный вопрос: куда смотреть? Тут все неоднозначно. По прогнозам комета Мачхольца-Фудзикавы-Ивамото достигнет и, возможно, превзойдет +5 звездную величину. То есть её можно будет наблюдать в самый простой бинокль. Но есть печальный момент: во-первых, она видна на светлом утреннем небе, а во-вторых, комета быстро приближается к Солнцу, и наблюдать ее можно будет только до конца ноября. Лучшие дни — с 20 по 25 ноября. Тогда в качестве ориентира для её поиска можно будет использовать очень яркую Венеру (см. изображение).

Nebo2

Согласно проведенным вычислениям, данная комета к Солнцу вряд ли вернется, поэтому стоит использовать ясные дни текущей недели с пользой и попытаться на предвосходном небе найти пролетающую гостью.

Изображения:

1. Комета Мачхольца-Фудзикавы-Ивамото 11 ноября. ©Michael Jäger

2. Комета Мачхольца-Фудзикавы-Ивамото 22 ноября в 6 утра на востоке. ©Stellarium.