Боровичская выставка о балалайке стала итогом почти детективного расследования

Боровичская выставка о балалайке стала итогом почти детективного расследования

Выставка «Боровичская быль о русской балалайке» стала своеобразным итогом трехлетней работы над проектом, вполне заслуживающем название общественного. Ведь участие в нем приняли все: научные сотрудники боровичского музея, их коллеги из архивного отдела центральной библиотеки, участники боровичского оркестра народных инструментов, коллекционеры. Поэтому, когда все сопричастные собрались на презентацию выставки – музейного зала едва хватило, чтобы вместить всех.

XOSRDQtF9ps

На открытии выставки гостей и единомышленников приветствовала Елена Нечипоренко. «Боровичская быль о русской балалайке» для нее стала и дебютной исследовательской работой, и проходным баллом в победители на звание «Лучшего гида России».

— Сначала это была сказка о боровичской балалайке, — рассказывает Елена Нечипоренко. — Потом жанр поменялся на детективный, затем – на научно-исследовательский. В итоге из фотографий, воспоминаний, домашних архивов и документов удалось восстановить цепочку взаимосвязанных и дополняющих друг друга фактов. О том, как Иван Серебряков пригласил Бориса Трояновского, известного на тот момент в мире виртуоза-балалаечника, для создания в Боровичах первой в России фабрики Великорусских народных инструментов «Русская балалайка». О том, как спасли от голодной смерти мировую величину, композитора, музыканта-исполнителя, исследователя и реставратора старинных русских народных инструментов Николая Ивановича Привалова. Устроили целую спасательную экспедицию и привезли его в 1921 году из голодающей Одессы в Боровичи.

Ins1

Кстати, Привалов был одним их первых руководителей боровичского оркестра народных инструментов. Именно он задал тот высокий тон исполнительского мастерства и музыкальной культуры, который достойно продолжили талантливые музыканты: Илья Яковлевич Эсс, Анатолий Александрович Белов, Борис Саулович Андронов и последний руководитель оркестра Валерий Леонидович Дёмин.

После смерти Дёмина, в 2015-м году, его дочь Елена Никитина принесла в боровичский музей музыкальные инструменты отца. Почти одновременно свой фотоархив решила передать музею и старейшая участница боровичского оркестра Елизавета Григорьевна Алексеева.

MVS3mODFebA

— Всегда считала несправедливым, что о таком хорошем коллективе почти не было никакой информации, — объясняет свое решение Елизавета Григорьевна и вспоминает, как учил нотной грамоте самодеятельных музыкантов Борис Андронов, а её — переписывать нотные партии. Ведь ксерокса тогда не было, приходилось тиражировать ноты от руки.

Сын Бориса Сауловича Андронова, Виктор, тоже среди участников презентации. В Боровичи он привёз экспонаты из домашней коллекции. Среди них собранная по частям балалайка боровичской фабрики.

Vtor

— Когда мне было 10 лет, мы приехали с отцом в Боровичи. Он повёл меня на фабрику, — вспоминает Виктор Андронов. — Конечно, ничего не напоминало уже о прежних хозяевах, но директор разрешил слазить на чердак, и мы нашли там какие-то части от балалаек. Отец все отдал мастеру в Москве. А тому удалось собрать инструмент, он сейчас представлен на выставке.

Своими исследованиями с боровичанами охотно поделился и Валерий Александрович Бурцев.

Balalaika

Лауреат Государственной премии СССР в области архитектуры, музыкант, фотохудожник, владелец коллекции из тысячи музыкальных инструментов народов мира на выставке не случайный гость. Валерий Александрович привез уникальные архивные материалы о жизни и творчестве Николая Привалова.

books

Коллекционер Глеб Морозов на одном из интернет-аукционов увидел информацию о балалайке боровичской фабрики 1923 года. И приобрел ее специально в дар боровичскому музею.

Bal3

Как оказалось, инструмент находится в прекрасном состоянии, его звучание продемонстрировал музыкант Новгородской филармонии Илларион Назин.

— Вот что получается, когда фабрики сотрудничают с профессиональными музыкантами, — прокомментировал звучание инструмента профессиональный балалаечник.

bbb

— Все инструменты, изготовленные в Боровичах, имели хороший, сильный, выверенный тон и были снабжены ладами из серебра. Станки и всё оборудование Иван Васильевич Серебряков перевёз из Петрограда, из мастерской великого Налимова, выдающегося мастера, создававшего народные инструменты для Великорусского оркестра Василия Васильевича Андреева, — приводит архивные свидетельства Елена Нечипоренко. И добавляет: «Эту тему нужно и дальше раскручивать, пробуждать интерес к народному инструменту. Тем более, для этого у боровичан всё есть: и уникальная история, и люди, чьи имена вписаны в историю мировой культуры, и легендарный инструмент, который не нуждается в представлении ни в России, ни за рубежом».

Фото автора

Комментарии

пурген
05:04 06.11.2018

Гусские играют на бабалайках!

пурген
05:13 06.11.2018

А не! Большевики всегда играют на бабалайках!Во!
kinopoisk.ru
Собачье сердце (1988) — фантастика, драма.
Класс!

пурген
05:24 06.11.2018

Если серьезно, замечательная коллекция и отличный инструмент. Но когда будет инвентаризирована коллекция струнных инструментов Поветкина с редкими гуслями , поставлена на баланс Центра музыкальных древностей и представлена достойно в музейной экспозиции ?

пурген
05:27 06.11.2018

Архиповского бы еще пригласить как-нибудь

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.