Боровичская выставка о балалайке стала итогом почти детективного расследования
Выставка «Боровичская быль о русской балалайке» стала своеобразным итогом трехлетней работы над проектом, вполне заслуживающем название общественного. Ведь участие в нем приняли все: научные сотрудники боровичского музея, их коллеги из архивного отдела центральной библиотеки, участники боровичского оркестра народных инструментов, коллекционеры. Поэтому, когда все сопричастные собрались на презентацию выставки – музейного зала едва хватило, чтобы вместить всех.
На открытии выставки гостей и единомышленников приветствовала Елена Нечипоренко. «Боровичская быль о русской балалайке» для нее стала и дебютной исследовательской работой, и проходным баллом в победители на звание «Лучшего гида России».
— Сначала это была сказка о боровичской балалайке, — рассказывает Елена Нечипоренко. — Потом жанр поменялся на детективный, затем – на научно-исследовательский. В итоге из фотографий, воспоминаний, домашних архивов и документов удалось восстановить цепочку взаимосвязанных и дополняющих друг друга фактов. О том, как Иван Серебряков пригласил Бориса Трояновского, известного на тот момент в мире виртуоза-балалаечника, для создания в Боровичах первой в России фабрики Великорусских народных инструментов «Русская балалайка». О том, как спасли от голодной смерти мировую величину, композитора, музыканта-исполнителя, исследователя и реставратора старинных русских народных инструментов Николая Ивановича Привалова. Устроили целую спасательную экспедицию и привезли его в 1921 году из голодающей Одессы в Боровичи.
Кстати, Привалов был одним их первых руководителей боровичского оркестра народных инструментов. Именно он задал тот высокий тон исполнительского мастерства и музыкальной культуры, который достойно продолжили талантливые музыканты: Илья Яковлевич Эсс, Анатолий Александрович Белов, Борис Саулович Андронов и последний руководитель оркестра Валерий Леонидович Дёмин.
После смерти Дёмина, в 2015-м году, его дочь Елена Никитина принесла в боровичский музей музыкальные инструменты отца. Почти одновременно свой фотоархив решила передать музею и старейшая участница боровичского оркестра Елизавета Григорьевна Алексеева.
— Всегда считала несправедливым, что о таком хорошем коллективе почти не было никакой информации, — объясняет свое решение Елизавета Григорьевна и вспоминает, как учил нотной грамоте самодеятельных музыкантов Борис Андронов, а её — переписывать нотные партии. Ведь ксерокса тогда не было, приходилось тиражировать ноты от руки.
Сын Бориса Сауловича Андронова, Виктор, тоже среди участников презентации. В Боровичи он привёз экспонаты из домашней коллекции. Среди них собранная по частям балалайка боровичской фабрики.
— Когда мне было 10 лет, мы приехали с отцом в Боровичи. Он повёл меня на фабрику, — вспоминает Виктор Андронов. — Конечно, ничего не напоминало уже о прежних хозяевах, но директор разрешил слазить на чердак, и мы нашли там какие-то части от балалаек. Отец все отдал мастеру в Москве. А тому удалось собрать инструмент, он сейчас представлен на выставке.
Своими исследованиями с боровичанами охотно поделился и Валерий Александрович Бурцев.
Лауреат Государственной премии СССР в области архитектуры, музыкант, фотохудожник, владелец коллекции из тысячи музыкальных инструментов народов мира на выставке не случайный гость. Валерий Александрович привез уникальные архивные материалы о жизни и творчестве Николая Привалова.
Коллекционер Глеб Морозов на одном из интернет-аукционов увидел информацию о балалайке боровичской фабрики 1923 года. И приобрел ее специально в дар боровичскому музею.
Как оказалось, инструмент находится в прекрасном состоянии, его звучание продемонстрировал музыкант Новгородской филармонии Илларион Назин.
— Вот что получается, когда фабрики сотрудничают с профессиональными музыкантами, — прокомментировал звучание инструмента профессиональный балалаечник.
— Все инструменты, изготовленные в Боровичах, имели хороший, сильный, выверенный тон и были снабжены ладами из серебра. Станки и всё оборудование Иван Васильевич Серебряков перевёз из Петрограда, из мастерской великого Налимова, выдающегося мастера, создававшего народные инструменты для Великорусского оркестра Василия Васильевича Андреева, — приводит архивные свидетельства Елена Нечипоренко. И добавляет: «Эту тему нужно и дальше раскручивать, пробуждать интерес к народному инструменту. Тем более, для этого у боровичан всё есть: и уникальная история, и люди, чьи имена вписаны в историю мировой культуры, и легендарный инструмент, который не нуждается в представлении ни в России, ни за рубежом».
Фото автора
Гусские играют на бабалайках!
А не! Большевики всегда играют на бабалайках!Во!
kinopoisk.ru
Собачье сердце (1988) — фантастика, драма.
Класс!
Если серьезно, замечательная коллекция и отличный инструмент. Но когда будет инвентаризирована коллекция струнных инструментов Поветкина с редкими гуслями , поставлена на баланс Центра музыкальных древностей и представлена достойно в музейной экспозиции ?
Архиповского бы еще пригласить как-нибудь