Как пленных немцев водят по русским городам

«Сенсационное продолжение получила скандальная история с реконструкцией проводки пленных по кремлю Великого Новгорода – найден сценарный план «парада» пленных немцев, написанный 80 лет назад. Но только для Пскова...», - так может начаться публикация в современных СМИ.

А всего-то речь идет о съемках эйзенштейновского «Александра Невского» 1938 года. Не знаю, как его тогда восприняли в нацистской Германии, но вряд ли с восторгом. Наверное, даже протестовали. Там же, о ужас, толпа в конце фильма линчевала коллаборциониста и изувера в рясе католического монаха… Понятно, что понарошку, в рамках черно-белой кинореконструкции.

Куда хуже, что критика художественного осмысления истории используется людьми, часто просто-напросто ловящими уже не медийный, а политический хайп в соцсетях. Например, руководитель новгородского «Яблока» Анна Черепанова высказалась так: «Совершенно ужасная концепция празднования 75-летия освобождения Новгорода, я считаю, что она просто не имеет права на существование». В концепции праздника освобождения города, следуя логике Черепановой, помимо суда над нацистами, есть еще «ужасная реконструкция» боя 20 января 1944 года.

Дикость развернувшейся в соцсетях и либеральных СМИ кампании против реконструкции одного из эпизодов Великой Отечественной войны даже не в попытке вымарать страницы истории, а в том, что критики чистосердечно не понимают: прошлое осмысливалось и реконструировалось с момента возникновения человеческой цивилизации.

Новгородский журналист Сергей Бондаренко обо всем этом высказался так:

«Мы живем в удивительно ханжеское время. Пожалуй, это еще один парадоксальный результат появления социальных медиа. Отсутствие ограничений в тиражировании любого мнения привело к тому, что нам все больше приходится ориентироваться на среднестатистический уровень городского мещанства. Голос обывателя, с его представлениями о морали, эстетике и семью слониками на комоде никогда не был так громок. Инквизиция, в этом смысле, была менее губительна для прогресса. Как минимум потому, что опиралась на культурную концепцию, а не на результаты опроса «ВКонтакте».

Znak пишет о недовольстве «новгородцев» историческими реконструкциями ко дню освобождения. Неким «новгородцам» не нравится, в частности, восстановленное по фотографиям вхождение колонны пленных в Кремль и документально воссозданный суд над нацистскими преступниками. Бог с ними, с пленными. А вот спектакль «Да судимы будете» Даниила Донченко был поставлен год назад. Его многие видели, в том числе и по НТ. Что-то я не помню протестов от зрителей. Оно и понятно, эмоционально очень тяжелый, но театрально почти безупречный вербатим обладает фантастическим воздействием. На него водят старшеклассников и, уверяю вас, после просмотра они уже никогда не станут жарить сосиски на Вечном огне.

Я помню празднование семидесятилетия прорыва блокады Ленинграда и потрясающее впечатление от замерших в сугробах музейных автобусов и полуторок. Инсталляция, реконструкция, перфоманс – все это для того, чтобы чувствовать.

А чтобы морализировать, есть «Фейсбук». Я давно убежден, что в наши времена фильм «Женя, Женечка и «катюша» выйти на экраны просто не мог бы. За одну только сцену, когда переодевшийся в женское платье расчет таскает к установке снаряды, сценариста Окуджаву порвали бы на тряпочки с обеих сторон и либералы, и охранители. За историческую недостоверность, надругательство над памятью и пропаганду милитаризма».

Продолжение темы — в газете «Новгородские ведомости».