Правда и ложь детективных сериалов. Разбираемся с настоящим новгородским криминалистом

Правда и ложь детективных сериалов. Разбираемся с настоящим новгородским криминалистом

На днях мы побеседовали с подполковником юстиции Андреем Степановым — руководителем отдела криминалистики в Следственном управлении СК России по Новгородской области. Это был большой интересный разговор, который вы можете прочитать по этой ссылке. Но ещё одну часть беседы мы решили опубликовать отдельным материалом, так как она была посвящена детективным сериалам и ток-шоу.

— Андрей Константинович, насколько фантастично оборудование Федеральной экспертной службы (ФЭС) в сериале «След»?

— На самом деле, в таких сериалах как «След», «Ищейка» и других, в них больше мифов. Рабочее место следователя не настолько автоматизировано, как в фильмах. Нет такой техники, которая по одной волосинке с неопознанного трупа выводила бы на экран информацию, что это был, например, грузин, который пил вино в предгорьях… Это нереально сделать.

— То есть это больше похоже на научно-фантастический фильм?

— Да, научно-фантастический. Не знаю, кто на таких фильмах консультанты, но эти люди обладают обширной фантазией. Много фантастики.

— В том же сериале «След» на месте преступлений эксперты кладут все свои находки в такие маленькие прозрачные пакетики. Я слышала, что это ерунда с точки зрения криминалистов.

Sled1

— Не совсем ерунда, доля правды в этом есть. Но надо исходить из того, что именно вы собираетесь положить в этот пакетик. По всем методикам, которые мы используем и по которым заставляем своих следователей работать, предметы с биологическими следами упаковывать в полиэтиленовые пакеты запрещено. В них портится биология. Если следы крови, то они начинают гнить. Соответственно, разрушаются клетки крови, и установить генотип уже не получается. Так что если на месте преступления есть следы крови, слюны, спермы — всё это упаковывается в бумажные конверты либо пакеты, либо просто в бумагу.

— А что же мы тогда можем узнать по найденной на трупе волосинке?

— Чтобы определить, что она принадлежит тому или иному человеку, она должна быть, скажем так, правильным образом вырвана. По обломанному волосу можно сказать только группу крови. Нужна луковица. С ней эксперты смогут с уверенностью сказать, что этот волос принадлежит этому человеку. А так они обычные характеристики описывают: мужской он или женский, крашеный или некрашеный, как он отделен — вырезан или отрезан. Общие характеристики.

Volos1

— Очень распространённый штамп в кино: следователь приходит в морг поговорить по делу с судмедэкспертом, а тот во время разговора что-нибудь ест или пьёт над трупом. Это реально?

— Да ну, перестаньте! Они же работают все в перчатках, которые по локоть в крови. Все это сопровождается такими насыщенными запахами. Это миф. Никогда такого не видел в реальности. 

— Когда вы слышите новости об отравлении Скрипалей, вам, как криминалисту, грустно или смешно? «Новичок» на дверной ручке, во флаконе духов и так далее.

— Честно говоря, новости по этому делу слушаю краем уха, так как хватает своих забот. Насчёт ручки — почему бы и нет, но вопрос в том, как они всё это выявили, как изымали всё это с места. Вопросов больше, чем ответов. Если бы это было выглядело как-то иначе с самого начала, не было ширмой политических игр и войн, я бы обратил на это внимание. Но когда понимаешь, что за этим несколько иные интересы, а не желание найти виновника, доказать его причастность и каким-то образом довести до логического итога все эти преступные действия, то становится не интересно.

— Сейчас популярные телешоу используют детектор лжи. Как вы относитесь к таким программам? Можно ли верить тому, что там происходит, или это больше спектакль?

Serov

– Конечно, всё устроено на публику. Человек должен понимать и уметь расшифровывать те реакции, которые будут получены в ходе экспертизы. Есть ряд методов и тестов, которые будут свидетельствовать о том, правду ли вы говорите. Эксперту приходится порой задавать много вопросов, дабы получить ответ на какой-то один, сравнивать реакцию. Потому как при проведении этой экспертизы подэкспертному предлагается ответить и правду, и ложь умышленно. «Вас зовут Ваня? Скажите, что вы — не Ваня». Изначально проверяются реакции, насколько человек предрасположен и готов отвечать правдиво на те или иные вопросы.

— То есть, когда на телешоу человеку задают вопрос и тут же выдают: «Это ложь!», а зал громко вздыхает — доверия к таким моментам нет. Кроме того, в заполненном зале, под прицелом телекамер человек может сильно волноваться и выдавать не те реакции.

— На то и есть эксперт, который оценивает эти риски. Он ведь смотрит не только на то, как человек волнуется или не волнуется. Датчиков-то много, которые свидетельствуют о его состоянии — пульс, пот и так далее. Эксперт должен оценить все показатели, так что обмануть его вряд ли получится.

— Вы ведь тоже используете в работе полиграф?

— Да, у нас в штате отдела криминалистики есть эксперт-полиграфолог, который проводит психофизиологические исследования и экспертизы. В том числе и кадровые проверки. При поступлении на службу проверяет людей на всякие склонности. Полиграф используем часто, и он действительно помогает.

На фото ниже: цианоакрилатовая камера

kamera

Андрей Константинович рассказал нам, что новгородские следователи-криминалисты используют в работе цианоакрилатовую камеру, которая в отличие от дактопорошка, сохраняет биологические следы. При этом в фильмах мы можем видеть, как эксперты посыпают им всё, что можно. Это уже вчерашний день. Дактопорошок убивает биологию в 95% случаев. 

О том, какое убийство помогла раскрыть эта камера и как на самом деле работают профессионалы-криминалисты, читайте в нашем материале «Новгородские универсальные солдаты, их фантастические помощники и супертехника»

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.