Иван Вырыпаев: «Всё, что мы можем – только любить»

Иван Вырыпаев: «Всё, что мы можем – только любить»

Сразу два материала о вчерашней встрече с драматургом Иваном Вырыпаевым прислали нам в редакцию молодые авторы. Мы решили опубликовать оба.

Рассказывает Алёна Штрейс:

«Всё, что мы можем – только любить»

11 октября в Новгородском театре для детей и молодёжи «Малый» прошла двухчасовая творческая встреча с ведущим российским драматургом и режиссёром Иваном Вырыпаевым. 

В начале выступления гость Великого Новгорода отметил, что в зале театра «Малый» уютно, и ему здесь нравится. Он спросил у зрителей: «Что будем делать?», улыбнулся и признался, что успел увидеть Новгород только мельком. Драматург лишь прогулялся по Кремлю.

После небольшого вступления Иван Вырыпаев пообещал ответить на вопросы, в шутку сказав, что запретных тем нет, есть только нежелательные.

Один из зрителей обратил внимание на то, что в пьесе «Пьяные» довольно смело о религии. Вырыпаев ответил: «Я бы отделил религию от универсальных духовных вещей. Потому что в «Пьяных» нет религиозности, поскольку там не выражен религиозный атрибут, там не говорится об Иисусе или Будде, там говорится о Боге, а Бог – это только источник, из которого исходит религия. А религия – это средство для того, чтобы соединить в человеке его внешнюю сторону с внутренней, с источником всего».

viripaev

Зрители задали вопрос о премьере его последней пьесы «Иранская конференция».

— Премьера «Иранской конференции» была буквально месяц назад. Идея её возникла ещё около двух лет назад, когда Стенфордский университет в Калифорнии предложил написать о том, как может развиваться мир. В этом году мы сделали этот проект, он играется на английском языке, задействованы польские актёры. Сюжет «Иранской конференции» специально сделан так, как будто в Дании проходит конференция по проблемам Ирана и Ближнего Востока. Там встретились специалисты, и они выступают с докладом, но очень быстро от политики всё уходит к проблемам ментальных взаимоотношений, ментальных различий, отношений Запада и Востока. Почему нас трудно понять? Для меня это была такая попытка объяснить западному миру нашу не только славянскую, но и восточно-азиатскую перспективу понимания, экзистенциальное понимание себя и вселенной. Потому что мне кажется, что у нас существуют некоторые различия в понимании важных экзистенциальных вопросов. Мы не лучше и не хуже, просто у нас другой запрос».

В карьере Вырыпаева есть графа «кинорежиссёр», он известен как автор фильмов «Танец Дели», «Кислород», «Спасение». Поэтому вечер не обошелся без вопросов о кино. Иван Вырыпаев рассказал, почему у него не складывается с кино и что он хочет делать дальше.

Кадр из фильма «Танец Дели»

DanceDeli

— Я снял фильмы, я был честен, но насколько я разбираюсь в театре и это моя жизнь, вот ровно настолько, мне кажется, я не разбираюсь в кино.

Я даже так скажу, я не люблю делать кино. Я сейчас не снимаю фильмы и не тоскую ни одной секунды. Я больше не хочу их снимать. Но идея работы с камерой у меня есть, это скорее что-то камерное, для YouTube.

На вопрос о классически поставленном недавно «Дяде Ване» гость Великого Новгорода ответил развернуто.

— Вот я режиссёр и драматург, считаю, что главное – это автор. Когда Вы ставите чужую пьесу, то единственная возможность, которая есть – поставить пьесу так, как она написана. Из этических соображений, из технических. В самой пьесе всё заложено, законы того, как она должна быть поставлена. Если я ставлю Чехова, я хочу, чтобы зритель пришёл и увидел Чехова (и это не про декорации и исторические костюмы). А современный режиссёр ставит своё отношение к Чехову, своё прочтение Чехова. Современные режиссёры делают авторский театр, и это неплохо, но придя туда, вы не увидите пьесу. К сожалению, пьеса сегодня умирает. Режиссёров, которые ставят пьесы, практически нет. Вы не можете посмотреть пьесу, как она сделана, вы посмотрите режиссёрскую интерпретацию.

viripaev 3

На вопрос, в чем разница между ремеслом и талантом, режиссёр ответил:

— Искусство – это продукт, результат действия ремесла, оно чаще всего бывает в результате творческого акта. А талант – это предрасположенность к чему-либо. Просто один пошёл в актёрскую профессию, а не надо было, теперь мы его называем неталантливым. Но он не неталантлив вообще, а именно в этой профессии. У нас у каждого есть предназначение. Но из-за того, что интеллект расшатан, мы не синхронизированы. Нам нужно соединить все внутренние процессы и внешние, синхронизироваться. И, кстати говоря, культура, традиция помогают синхронизироваться. Потому что ум успокаивается, так как есть вещи, которые уже определены. А талант – это возможность. Вот один талантливо блины печет, другой талантливо спектакли ставит, пускай каждый применит свой талант по мере своего предназначения.

К концу вечера Иван Вырыпаев поделился со зрителями своими планами, долгосрочными и ближайшими. Из ближайших: он ставит свою пьесу в БДТ в Санкт-Петербурге к юбилею Алисы Фрейндлих. Премьера спектакля «Волнение» назначена на 5 апреля. Из далеких планов – мечта открыть свою школу, где будут обучаться будущие режиссёры, драматурги и актёры. К тому моменту Вырыпаев надеется меньше ставить и больше заниматься людьми. Неожиданной новостью стало то, что у Ивана Вырыпаева родился новый жанр – стихи в прозе. Они почти закончены и в будущем станут программой, которую он исполнит вместе со своей женой — «Мир красивых бабочек» посвящен его погибшему другу, актеру Казимиру Лиске.

Кадр из фильма «Спасение»

Spasenie

В финале встречи он прочитал зрителям два стихотворения из будущего цикла. Вечер он завершил словами: «Всё, что мы можем – только любить».

Александр Асташкин:

«Иван Вырыпаев в Новгороде, как дома»

Встреча с Иваном Вырыпаевым была настолько интересной, что многие новгородцы несколько раз обращались с вопросами. Иван отвечал развернуто и исчерпывающе, а обратиться к нему успела значительная часть публики. Скорее всего, каждый желающий.

Иван заметил, что мы, русские, говорим на духовные темы, о Кали-Юге, Апокалипсисе, о Боге, а в Европе ему задают вопросы на остро-политические темы.

Да, из новгородского зала звучали вопросы о том, кто даёт деньги на плохое искусство (на вульгарные сериалы по центральному телевидению), может ли талантливый человек без денег снять фильм и чтобы этот фильм стал общеизвестен, был задан вопрос об отношении Ивана к Pussy Riot … Ощущалось, что на эти вопросы Вырыпаев отвечал из вежливости, как, впрочем, и на вопросы «провиденциальные» («предскажите мне, пожалуйста…»).

viripaev 6

Как дома Иван себя чувствовал потому, что уютно: сцена в Малом театре чёрная, света мало, зал небольшой, самая уютная атмосфера для художника. Кроме того, общение более личностное, не о том, как вы относитесь к чему-то мировому, а «кто Ваши любимые философы?», «Любите ли Вы Достоевского? …Приезжайте к нам в Старую Руссу», «Собираетесь ли ставить «Вишнёвый сад»?».

Однако сама фраза «как дома» родилась по той причине, что здесь запросто говорят о Боге, не боясь задеть что-то сакральное, нарушить какие-то принципы толерантности, так называемое «интимное пространство». Услышав, что в Новгороде так запросто беседуют о Боге, Вырыпаев заявил: «Я и сам такой, тоже отрываюсь от земли».

Любимые философы Ивана – Палама, Флоренский, Лосев, выбор философской литературы обусловлен её духовным содержанием, философия не спекулятивная, а основанная на опыте.

Не столько сама философия, уточнил Иван, сколько философствующее богословие. Религия – средство самосовершенствования, и есть философы, которые могут сказать на этот счет нечто дельное; скорее даже мудрецы, чем философы.

viripaev 4

Религия, как выразился Иван Вырыпаев, — это только поезд к Богу / к чему-то очень важному. Настаивать на том, что есть некая истинная религия, – всё равно что утверждать, что какой-то один «правильный» вид транспорта может заменить все иные, «неправильные».

Один раз Иван даже извинился за то, что произносит слово «Бог», ведь оно может оскорбить атеистов.

Ранее, в одном из интервью, Вырыпаев прямо говорил о необязательности религии (можно заниматься Йогой, а можно ходить в бассейн, нужно нечто очищающее и рекреационное). Религия не должна быть самоцелью.

Если разговор идёт о религии, трудно ничего не сказать о традиции. Традиция нужна как воздух, без нее все человеческие начинания погибают, но чтобы традиция существовала, она должна меняться и обновляться, беда традиции – окостенение.

viripaev 5

Традиционный подход, прежде всего, касается театра. В европейском театре сейчас принято снимать трусы на сцене, эпатаж становится рутинным долгом, а у нас так не принято, да и ни к чему: зачем актёры без трусов в «Дяде Ване»? Новые европейские традиции плохо приживаются в русском театре даже за рубежом.

Именно ставить Чехова, а не отсебятину, не извращать произведение: мы ведь не будем, исполняя Баха, накладывать на его музыку песни Стаса Михайлова, добавлять барабаны и гармошку.

Иван Вырыпаев признался, что он режиссёр театра, а не кино. Мне уже за сорок, говорит Иван, в эти годы не стоит тратить время впустую. Занимаясь театром, Иван чувствует себя на своём месте, пьесы он пишет давно, и они получаются достойные, а свою деятельность в кинематографе он оценивает критически, говорит, что пробовал заниматься кинодеятельностью по молодости, а в зрелые годы ему стало понятно, что должна быть ответственность за свои дела, и если не получается снимать фильмы уровня Тарантино, не стоит вообще браться за кинорежиссуру.

Театр и религия были главной темой состоявшейся встречи.

Кадр из фильма «Кислород»

Kislorod

В конце выступления Иван Вырыпаев прочёл замечательные ритмические стихи про любовь и бабочек, которые просил не записывать на видео и не выкладывать в интернет, так как они были написаны им совсем недавно и пока не прошли редактуру. Оказалось, что он совсем недавно начал сочинять стихи, и стоит отметить, его эксперимент был достойно оценён публикой. Стихотворение как бы философствовало через повторение ключевых словосочетаний, и эти повторы наполняли строки музыкой.

Важно, подчеркнул Вырыпаев, быть в контакте с людьми, не отделять сцену от зала, важно присутствовать и не быть посторонним. В дальнейшем Иван Вырыпаев планирует заниматься преподаванием, открыть театральную школу в Санкт-Петербурге; после этой встречи в Новгороде трудно сформулировать одним словом, кем является знаменитый гость: поэтом, драматургом, философом или театральным режиссером?

Фото: Марина Воробьёва

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.