Сергей Брутман рассказал новгородским студентам о преступном безразличии журналиста
Сегодня, 1 октября, в Гуманитарном институте НовГУ прошел мастер-класс писателя, редактора «Новой новгородской газеты» Сергея Брутмана. Тема — «Новые тенденции в медиа: что приживётся?».
Перед тем как перейти к теме мастер-класса, Сергей Брутман заметил, что положительных тенденций в медиа он не видит. Но затем перечислил сами тенденции и рассказал немного о них:
Первая тенденция — ренационализация СМИ.
«Она приводит к преступному безразличию журналиста о том, что он пишет», — заметил выступающий.
Вторая, по его мнению, внешне выглядит как альтернатива — развитие гражданской журналистики (блогеры):
«Это трансформация писем читателей советского времени, разница чисто техническая. Письмо трудящегося проходило через редактора, вас никто обрабатывать не будет. В этом очень серьёзная разница. Ответственность будет только на вас. Развитие тенденции приводит к безответственности. А это один из самых страшных грехов журналиста».
Третья тенденция — полное пренебрежение фактчекингом:
«Мы разрываем связь с русской литературой и историей русской журналистики. Эта тенденция приводит к тому, что СМИ перестают быть авторитетом», — отметил редактор «Новой новгородской газеты».
Четвертая — бурное развитие нативной рекламы. Писатель подчеркнул, что нативная реклама — это та, которая делает вид, что рекламой она не является.
Пятая — прощение непростительных вещей.
Сергей Брутман объяснил тезис таким образом: «Журналисты стали говорить, что они рассказывают историю. Возмещение с газет такого жанра как очерк компенсируется довольно низким исполнением. Это снижает нравственное требование аудитории к себе. Мы учим людей прощать себе совершенно непростительные вещи».
По итогу редактор обратился к студентам с призывом: «Устоят тенденции или нет — это зависит только от вас. Если будете поддерживать, то — да, если нет — они захлебнутся».
Затем учащиеся представили свои отчеты по летней практике. Молодые люди проходили практику в разных организациях: кто-то в редакции «Новой новгородской газеты», кто-то в пресс-центре театра для детей и молодежи «Малый» в качестве волонтеров, в пресс-службе УФСИН, а кто-то и в сетевом издании «53 Новости» и других.
Ольга Чернышова, как автор «53 новостей», поделилась впечатлениями от практики в качестве новостного журналиста (на ее счету уже сто опубликованных в медиа текстов).
Всего в это лето журналистскую практику в СМИ Северо-Запада, пресс-службах ведомств и временных проектов прошло 47 студентов-бакалавров и 10 магистрантов.
Фото автора.
Жаль не прямая трансляция, а только тезисы.
Кстати, когда приглашаем работодателя для проведения подобных мероприятий, не плохо бы их информировать о различных видах лекций и специфике разных форм семинарских занятий, а также вариантах методов и приемов ведения занятий. Судя по позам на фото ко второму часу утомились:взгяды заинтересованные , но позы демонстрируют усталость. Надо бы в этот момент резко переходить на дискуссию или ввернуть анекдот по теме, дать задание для самостоятельного словесного творчества или поискать вместе выход из какой-нибудь коллизии. Что б размялись и перешли от слушания к другому виду деятельности. А то до такой степени шеи вытягивали,прислушиваясь и ловя каждое слово, что уже ко второму часу головушки не держаться без того, что б их не подпереть, поставив руку на локоть и уложив на нее щечку.
2 октября после семинара, на котором главный редактор «Новой новгородской газеты» Сергей Брутман рассказал студентам о трендах современных медиа преподаватель кафедры журналистики Елена Михайлова решила показать согражданам редакционный мастер-класс конспектирования и осмысливания учебного материала. Во время речи лектора рука ее тянулась к перу, словно обозначая неудержимость потребности писать,а у пера выбора не оставалось.Оно тянулось, как говаривал классик, к бумаге. Тренды были печальны,вопрос- поправимы ли. Но! О радость!Пересказываемы. А вот выводы, увы, неформулируемы. Действительно, не признавать же выводом третий тезис о том, что » ДЕПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ КАДРОВ В МЕДИА достигла апогея. Тут неожиданно руку отпустило.Но прихватило органы речи.конспектировать расхотелось, но захотелось сказать, что студенты с благодарностью отмечали, что сам мэтр в ходе летней практики уделял им неимоверно много времени. А потом у автора конспекта случилась параллельно еще и какая-то напасть с глазом. Дважды что-то попалось на ее взгляд. И вдруг автора конспекта осенило. Вот она-суть! Журналистика – это сбор и обработка информации ЗАЧЕМ. Цель должна быть у этих процессов, адекватная ритму и качеству жизни общества! И ещё ( тут Елена набралась смелости и сформулировала и свое отношение к материалу лекции):совершенно понятно, что она , Елена Михайлова за «журналистику вмешательства». За ту, которая смеет иметь право и владеть способами достучаться до аудитории с такой информацией, которая позволит людям не ходить по граблям и скорее и грамотнее делать осознанный выбор.И это не из любви к сплетням и не из желания «понизить плинтус» аудитории до уровня героя статьи или видеосюжета.А из любви к прекрасному!
Любой желающий может посмотреть образчик такой «журналистики вмешательства» в Ваших новостях.Или стать героем новостной ленты и пробить дно, задав новый уровень плинтусу вместе с редактором.
Друзья мои. Но мой взгляд Сергей хотел вам сказать, что если работать на совесть, то журналистика станет искусством словесности и тогда даже крохотная информашка может стать шедевром.А какой она будет- зависит от вас.
А зачем писать о Михайловой? Она — не журналист, она — филолог, относилась к журналистам презрением, утверждая, что получать профессию журналист глупо. Откуда ей знать что-то об этике, это после того как ей работа учителям опротивела, она на кафедру приползла, а начальству один такую «ползун» всегда нужен.