Казанова в Новгороде

Казанова в Новгороде

Знаменитый итальянский путешественник и авантюрист Джакомо Казанова (1725-1798) в мемуарах «История моей жизни» (фр. Histoire de ma vie), которые полностью до сих пор так и не переведены на русский язык, оставил любопытные свидетельства о своем посещении екатерининской России в 1765 году и, в частности, упомянул об остановке в Великом Новгороде по пути из Санкт-Петербурга в Москву.

История, приключившаяся с ним в Новгороде, была не столько забавной, сколько жестокой. Запечатленный Казановой случай избиения лошади невольно вызывает в памяти проникновенные строки из произведений Некрасова и Достоевского, написанных гораздо позднее, что, впрочем, лишь в очередной раз доказывает, как мало изменились нравы в России даже спустя 100 лет. Но предоставим слово самому Казанове (далее текст цитируется в переводе И. Стаф и А. Строева).

kazanova1

Предположительный портрет Джакомо Казановы, приписываемый кисти Франческо Наричи.

«В Италии мы ждем всегда хорошей погоды, в России — дурной. Мне смешно, когда русские, путешествуя по Европе, хвалятся своим климатом. За весь 1765 год в России не выдалось ни одного погожего дня; доказательство тому, что карусель так и не состоялась. Подмостки укрыли, и праздник состоялся на следующий год… Все было готово для путешествия в Москву. Я сел с Заирой в дормез [большую карету для дальних поездок – Н.П.], сзади устроился слуга, говоривший по-русски и немецки. За восемьдесят рублей шевошик [извозчик — Н.П.] подрядился доставить меня в Москву за шесть дней и семь ночей, заложив шестерку коней. Это было недорого, и поелику я почтовых не брал, то не мог домогаться ехать шибче, ибо пути было 72 почтовых перегона, около пятисот итальянских миль. Я почел сие невозможным, но то были его дела.

Мы отправились, когда выстрел из крепостной пушки известил, что день кончился; то был конец мая, когда в Петербурге вовсе нет ночи. Кабы не пушечный выстрел, возвещающий, что солнце зашло, никто б о том не догадался. Можно в полночь читать письмо, и луна не делает ночь светлей. Говорят, красиво, а по мне одна докука. Этот бесконечный день длится восемь недель. Никто об ту пору свечей не зажигает. В Москве иначе. Из-за разности в четыре с половиной градуса широты с Петербургом в полночь все-таки потребны свечи».

kazanova2

Карета XVIII века из собрания экипажей князей Юсуповых. Государственный музей-усадьба «Архангельское».

Наконец, далее Казанова описывает прибытие в Новгород: «Мы добрались в Новгород за двое суток, где шевошик дал нам пять часов роздыху. Тут произошел случай, удививший меня. Мы пригласили человека выпить рюмку, а он с грустью сказал Заире, что одна из лошадей не хочет есть и он в отчаянии, ибо, не поевши, она не побежит. Мы пошли вместе с ним на конюшню и увидали, что лошадь недвижна, угрюма, от ясель отворачивается. Хозяин начал говорить с ней самым ласковым голосом и, глядя нежно и уважительно, убеждал скотину соизволить поесть. После сих речей он облобызал лошадь, взял ее голову и ткнул в ясли; но все впустую. Мужик зарыдал, да так, что я чуть со смеху не помер, ибо видел, что он пытается разжалобить лошадь. Отплакавшись, он опять поцеловал лошадь и сунул мордой в кормушку, все тщетно.

Тут русский, озлившись на упрямую скотину, клянется отплатить ей. Он выволакивает ее из конюшни, привязывает бедное животное к столбу, берет дубину и добрых четверть часа лупит из всех сил. Устав, он ведет ее на конюшню, сует мордой в корыто, и вот лошадь с жадностью набрасывается на корм, а шевошик смеется, скачет, выкидывает коленца от радости. Я был до крайности удивлен. Я подумал, что такое может случиться единственно в России, где палку настолько почитают, что она может творить чудеса. Но, думаю, с ослом того бы не приключилось, он лучше переносит побои, нежели лошади.

Мне говорили, что нынче в России палка не в такой чести, как прежде. К несчастью, она все более входит в употребление во Франции. С Петра I, во гневе в кровь избивавшего палкой генералов, как мне рассказывал один русский офицер, повелось, что поручик должен терпеливо сносить побои от капитана, капитан от майора, майор от подполковника, тот от полковника, а тот, в свою очередь, от генерала. Нынче все переменилось. Мне о том поведал в Риге генерал Воейков, питомец великого Петра, родившийся еще до основания Петербурга».

kazanova3

План Новгорода первой половины XVIII века из шведского Военного архива.

Заира — крестьянка «поразительной красоты», которую Казанова купил за сто рублей, когда жил в Петербурге. Там же он познакомился и с придворным проповедником Платоном (Левшиным), будущим митрополитом Московским и Коломенским, которого ошибочно назвал «архиепископом новгородским»: «Этот русский монах знал греческий, говорил на латыни и французском, был красив, умен и, конечно же, преуспел в стране, где никогда дворянство не опускалось до того, чтоб домогаться церковных должностей».

Понятно, что в мемуарах Казановы содержится много и других ошибок и неточностей, вызванных не то его легкомыслием и причудами памяти, не то пылким воображением. Посему и историю «знакомства» с Заирой, которая сопровождала его в Новгороде, также не следует воспринимать буквально. Но, тем не менее, история эта не менее поразительна своим цинизмом, чем происшествие с лошадью.

kazanova4

Галантный завтрак. Гравюра XVIII века.

«Мы пошли посмотреть, что Луини добудет на охоте: он взял с собой собак и ружья. Отойдя от государева дома шагов на сто, я указал Зиновьеву крестьянку поразительной красоты; он видит ее, согласно кивает, мы направляемся к ней, она, спасаясь бегством, влетает в избу, мы вослед и видим отца, мать, все семейство ее, а она забилась в угол, как кролик, боящийся, что его растерзают псы. Зиновьев, который, заметим в скобках, через двадцать лет приехал в Мадрид в звании императорского посланника, долго разговаривает с отцом по-русски; я понимаю, что речь идет о девушке, раз отец подзывает ее и она, покорная, послушная, подходит и становится рядом. Через четверть часа он за порог, и я с ним, дав старику рубль. Зиновьев объясняет, что спросил у отца, не хочет ли он отдать дочь в услужение, и что отец согласился, но стребовал сто рублей за ее девство».

На расспросы Казановы о том, что будет, если он таки заплатит за нее названную сумму, Зиновьев уверил его, что он сможет спать с девушкой, сечь ее, при этом, не платя ей ни гроша: «Сколько вам повторять, вы сделаетесь ее барином и можете приказать арестовать ее, коли она сбежит, ежели только вам не возвернут заплаченные за нее сто рублей… Кормите, поите, отпускайте в баню по субботам и в церковь по воскресеньям…» Как видно, отношение к крестьянкам в то время было ничуть не лучше, чем к скотине, разве что сдобрено формальной православной обрядностью.

В итоге Казанова все же решился на покупку девушки и описал в деталях процесс ее продажи: «Мы приезжаем к крестьянину, дочь там. Зиновьев все ему растолковывает, крестьянин благодарит Николая-угодника за ниспосланную милость, обращается к дочери, та смотрит на меня и произносит «да». Тогда Зиновьев говорит, что я должен удостовериться, что она девственна, ибо должен расписаться, что таковой взял ее на службу. По причине воспитания я чувствовал себя уязвленным, что принужден нанести ей подобный афронт, но Зиновьев ободрил меня, сказав, что ей будет в радость, коль я засвидетельствую перед родителями, что она девка честная. Тогда я сел, поставил ее промеж ног, сунул руку и уверился, что она целая; но правду сказать, я все одно не стал бы изобличать ее. Зиновьев отсчитал отцу сто рублей, который дал их дочери, а та вручила матери. Тут вошли мой слуга и кучер, подписью своей засвидетельствовать то, про что не знали. Девушка, которую я стал звать Заирой, села в карету и поехала с нами в Петербург как была, в платье из грубого холста и без рубашки. Поблагодарив Зиновьева, я четыре дня не выходил из дому и не расставался с ней, пока не одел ее на французский манер, красиво, но без роскоши. Незнание русского мучило меня, но она менее чем в три месяца выучила итальянский, прескверно, но довольно, чтоб изъяснить, чего ей надобно. Она полюбила меня, затем стала ревновать и однажды чуть не убила…»

kazanova5Карикатурное изображение Казановы. XVIII век.

Описание российских порядков в автобиографии Казановы в целом вполне соответствует свидетельствам других иностранных авторов XVIII столетия. Как справедливо отметил в своей книге «Великий Новгород в иностранных сочинениях. XV — начало XX века» (2016) новгородский историк Геннадий Коваленко: «Иногда поездка в Россию становилась первым шагом на пути к успеху в своем отечестве. На это обратила внимание Екатерина II, которая считала, что Россия была для иностранцев пробным камнем их достоинств: «тот, кто успевал в России, мог быть уверен в успехе во всей Европе». Не случайно Марк Алданов отметил, что в XVIII веке «путешествие в Россию было почти обязательно для европейских авантюристов высокого полета. Все знаменитые проходимцы веселого столетия — д ’Эон, Калиостро, граф Сен-Жермен, Казанова — побывали в России».

«Заброшенному судьбой в Московию иностранцу многое казалось странным и необычным, – добавляет историк. – Довольно часто путешествовавшие по России иностранцы не знали русского языка и, будучи «немыми» среди чуждого народа, пользовались не очень достоверными источниками для своих описаний, которые имели тем больший успех у европейского читателя, чем больше было в них чудесного и фантастического».

В случае же с прославленным Казановой речь должна идти не только о недостоверных источниках, но и об особенности его взгляда на мир в целом, оригинальность которого признавал даже А.С. Пушкин, четырежды упомянувший его имя в своих произведениях.

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.