Автопробег длиною в пятьсот лет

Автопробег длиною в пятьсот лет

По следам новгородской цивилизации прошли «Земляки»


Предваряя рассказ

…В магазине подвыпивший по случаю праздника мужичок решил пообщаться с нами. «Откуда едете-та?» — с характерным завышением на конце фразы спросил он. «Из Новгорода», — пожали плечами мы. Все ж написано и на машинах, и на ветровках. «И долго добирались из Нижнего?» — не унимался он. «Мы не из Нижнего, мы — из Великого Новгорода!».

— Из Великого? Так Великий Новгород… он здесь, — неожиданно сформулировал наш собеседник.

Этот бытовой диалог очень характерен. Мне радостно думать, что где-то далеко на севере живут люди, которые осознают себя новгородцами и гордятся этим. Великий Новгород, о котором мы, живущие здесь, часто отзываемся с недовольством и скепсисом, для них, далеких, — легендарная и почти идеальная прародина.

Еще одну счастливую мысль об отношениях Новгорода и Усть-Цильмы высказал старожил села Алексей Носов, носитель одной из нескольких самых распространенных родовых фамилий: «Были мы в Новгороде. Там у вас такие же, как в Усть-Цильме, песни поют, только конца их не знают. А других старых песен вы конец помните, а мы — нет».

Пожалуй, это лучшая метафора нашего родства и нашей исторической разобщенности. И самая короткая формулировка основной цели экспедиции «Земляки». Мы едем к разбросанным по России носителям новгородской цивилизации, чтобы понять самих себя и восстановить песни, которые пелись здесь когда-то. И спеть их, наконец, целиком.

День первый. Мечта кинематографиста

Zemlyakisrart

Выехали из Новгорода под проливным дождем и под звон колоколов.

Символично еще и потому, что наш талисман — валдайский колокольчик с эмблемой экспедиции «Земляки». На остановках мы будем дарить этот эксклюзивный сувенир. Первая остановка — как раз в Валдае, в Музее колоколов. А вы знаете, как после революции колокольные мастера смогли обмануть власть? На отливаемых колоколах вместо святых и серафимов стали делать надпись «сигнальный». Благодаря этому не были утрачены секреты мастерства.

В Иверском монастыре нас принял отец Пантелеймон. Главный храм монастыря — один из немногих, где есть крытая теплая галерея вокруг всего здания. По ней в праздники идут крестным ходом. За алтарем нам показали то, что обычно не видят туристы. «Изнанка» церковной службы — чан со святой водой, целая библиотека требников и шкафы с разноцветными священническими облачениями — на все праздники года.

Iverskiy

Дальше — перегон до Боровичей. Там смотрим потрясающей красоты деревянный вокзал — это просто мечта кинематографиста! Жаль, что уехать с него можно только товарняком — пассажирского сообщения нет.

Музей уездного города превзошел все ожидания. Коллекция богатая — понимаешь, что промышленным центром город стал уже очень давно. Поразили изваяния из керамики, выглядящие, как литые бронзовые. Секрет их изготовления, к сожалению, утрачен. А еще из глины в Боровичах делали даже водопроводные краны!

Ночуем в гостинице «Ткачи». Пока недостроен ресторан, поэтому на завтрак — легкий перекус: каша из пакетика, йогурт, сосиска в тесте. Расположена гостиница прямо в центре, так что есть возможность полюбоваться очаровательными в своем запустении старыми купеческими домами. Тоже хоть кино снимай.

BorovichiZ

День второй. Подорожная

Не заладилось сразу. Range Rover пробил колесо, не доехав до Мошенского. А до Мошенского дорога Боровичи — Пестово еще ничего. Дальше — на твердую двойку. Не единица лишь потому, что видны следы недавнего ямочного ремонта. В будущем году дорога должна получить статус федеральной трассы, и тогда начнется полный ремонт.

В Пестове никто из местных не смог показать нам дорогу в музей. Он создан энтузиастами недавно. Помещение выделила администрация, экспонаты несут жители. Понятно, что это прялки, утюги, самовары — как везде. Но есть и кое-что эксклюзивное. Например, ухо Сталина! Обломок статуи, свергнутой после двадцатого съезда, полвека хранил почитатель вождя. А галифе с сапогами снести так и не смогли. Их забетонировали и превратили в постамент памятника Ленину. С точки зрения истории КПСС Владимир Ильич обеспечил базис для Иосифа Виссарионовича. А в Пестове — все наоборот.

Стоит посмотреть здесь совершенно неожиданные для наших мест фахверковые коттеджи. Их построили немецкие концессионеры в 1924 году. Вы знали, что именно в Пестове было открыто первое в мире совместное производство советской России и капиталистического государства? Немцы заложили основы деревообрабатывающих производств, которыми район живет до сих пор. А вот дома разрушаются. Местные активисты бьются за то, чтобы придать им статус памятника.

Дорога до вологодской Устюжны — получше. Хотя частично грунтовая. Но, доехав, обнаруживаем, что на Toyota Land Cruiser расколот колесный диск. Колесо не спустило только чудом. Не найдя в городке аргоновую сварку, осторожно движемся в сторону областного центра. Джипы отправляются в шиномонтаж, а мы по приглашению мэра Вологды — в фанзону на главной площади болеть за наших: сегодня на ЧМ матч Россия — Хорватия.

После матча, исход которого все знают, нам предстоит преодолеть еще 460 км до Великого Устюга. Дорога местами так себе. Range Rover пытается пройти ее побыстрее и убивает еще одну покрышку. С заменой колеса добираемся до Устюга в шестом часу утра.

День третий. Дед Мороз на экваторе

Великий Устюг — очень уютный и старый, как и все города, не бывшие в оккупации в годы войны. Благодаря счастливой идее объявить его родиной Деда Мороза здесь развиваются туризм и гостиничный бизнес. Гостиница «Гледен» — вполне приличная, с хорошими завтраками. Только вот кровати, по отзывам некоторых участников экспедиции, слишком узкие.

Конечно же, мы посещаем вотчину Деда Мороза и попадаем на праздник экватора — ровно полгода остается до 1 января.

Zemlyaki

Комплекс вотчины просто огромный. Здесь есть оранжереи, детские площадки и дом Деда с круглогодичной елкой. В этот день мы попадаем на конкурс окрошки. Несколько семей готовят кушанье и продают всем желающим по символической цене. Деньги идут приюту для животных. Отличная идея семейного праздника, в котором задействованы дети: они помогают готовить и с упоением разливают окрошку. И все как-то обходится без Роспотребнадзора. Подозреваю, что санкнижек-то ни у кого нет.

Дальше наш путь лежит по Архангельской области. Еще одна поучительная остановка — в селе Ильинско-Подомское. В обычном деревенском доме здесь организован музей крестьянского быта, и там же нам подают традиционный обед из русской печи. Развлекают гостей одетые в народные костюмы сотрудницы отдела культуры районной администрации. Отличный пример, как практически из ничего и почти без инвестиций можно сделать культурный объект.

День четвёртый. Новгородский след

Мы — в столице Республики Коми Сыктывкаре. Программа плотная и вся связана с Усть-Цильмой и новгородским следом. А след этот обнаруживается повсюду. В национальном музее нам показывают опись, сделанную в коми-селе Ыб в середине XIX века приезжим священником. Церковные власти недоверчиво относились к окраинам, где сохранялись элементы язычества, и частенько присылали инспекторов. Один из них и описал культ иконы Параскевы Пятницы, привезенной в зырянский край семьей Муравьевых из Новгорода в XVI веке. Как только я выкладываю новость об этом в соцсети, мне отвечает проректор НовГУ Даниил Крапчунов. Оказывается, эти Муравьевы у нас хорошо известны: в Батецком районе до сих пор стоит построенный ими храм, посвященный той же св. Параскеве. Наше первое маленькое открытие!

А в книгохранилище сыктывкарского госуниверситета нам удается прикоснуться к рукописным и первопечатным священным книгам усть-цилемских староверов. Печорская книжность — уникальное явление. С библиотек простых северных крестьян сейчас сдувают пылинки в крупнейших книжных собраниях России.

oldbooks

А еще специально для нас в Сыктывкаре на день продлили работу выставки старообрядческих икон, созданных в Великопоженском скиту, неподалеку от Усть-Цильмы.

Кстати, мы жили, пожалуй, в лучшей гостинице Сыктывкара. «Авалон» — выше всяких похвал. Но есть и более бюджетные варианты.

День пятый. В зоне внимания

Триста с лишним километров до Ухты едешь и будто читаешь Довлатова. Емва, Синдор, Чиньяворык — все эти географические названия встречаются в его «Зоне». А с нами, между прочим, — журналист Ассоциации СМИ Северо-Запада Борис Клементьев, который работал с Сергеем Довлатовым в многотиражке. Он рассказывает, что нынешние попытки сделать из писателя мрачного и страдающего мученика режима — от лукавого. Легкий и веселый был человек.

В Ухте мы посещаем грандиозный технический университет, прекрасно реализовавший то, что только предстоит сделать в НовГУ. Здесь теоретическое обучение плотно спаяно с практикой. Готовят специалистов-нефтяников и газовиков, так что крупнейшие и богатейшие компании с удовольствием пополняют материальную базу вуза. Здесь есть все для практических занятий: и газопровод, и нефтяные «качалки».

Uhta

Дороге Ухта — Ираёль — всего несколько лет. До этого был легендарный «серпантин» — извилистый зимник, на котором летом «КамАЗы» застревали неделями, а легковушки просто тонули. Сейчас — в основном асфальт и километров сорок приличной грунтовки, которую выровняли к нашему приезду. Тем не менее Volkswagen Taureg не выдерживает и начинает неприлично рычать. Что-то с выпускным коллектором. Мастера в Ираёле неумолимы: двигатель раскален, машина едва не загорелась… Уплотняемся и продолжаем путь тремя автомобилями.

По дороге заезжаем в село Ижма, где экспедицию ждет потрясающий прием. Для нас ижемцы повторили элементы праздника «Луд», который прошел неделю назад. И это не артисты — сто жителей села нарядились в народные костюмы и исполнили знаменитые хороводные фигуры, позаимствованные, кстати, у устьцилемов. В культуре ижемцев слились черты коми, ненцев и древних новгородцев. Село живет оленеводством, поэтому экспедицию угощают в специально поставленном чуме. До сих пор семьи уезжают на стойбища, чтобы пасти стада оленей.

Рискуя опоздать на последний паром через Печору, «Земляки» успевают заехать в село Малое Галово, где на берегу разбросаны уникальные валуны округлой формы. Происхождение этих конкреций неизвестно, но местные наделяют их магическими свойствами.

stone

И вот наконец Матушка Печора. Последняя переправа и 50 километров грунтовой дороги до заветной цели.

День шестой. «Родовой дом»

Экспедиция размещается в устьцилемской гостинице «Прасковья».

Отель построен недавно, номеров немного, бронировать надо загодя. Персонал — девушки, одетые в традиционные костюмы, — с наплывом туристов пока справляется с трудом. Впрочем, недостатки сервиса компенсируются чрезвычайной приветливостью. Настоящее северное гостеприимство.

Днем на самолете прибывает делегация из Новгорода во главе с губернатором. Со времен исхода с берегов Волхова это первый официальный визит новгородцев в низовья Печоры.

Futbolki

Гостям показывают мемориальный дом Андрея Журавского, дореволюционного исследователя Печорского края, который впервые вырастил картофель в арктической зоне. Также Андрея Никитина, Веронику Минину, Александра Дронова и Владимира Вербило приглашают в родовой дом. Несколько лет назад статус «родового дома» закрепили официально. На вековых двухэтажных избах появились таблички с фамилиями. «Дуркины», «Носовы» — типичные прозвища устьцилемов.

Вечером — традиционные гонки местных рыбаков на моторных лодках и обрядовый праздник Петровщина. Все жители села собираются на берегу Печоры, поминают усопших. Традиционные блюда этой ночи — пшённая каша и уха из сёмги. Не обходится и без горячительного, несмотря на то, что большая часть жителей исповедует древлеправославие поморского толка. Но, даже не соблюдая некоторые религиозные запреты, устьцилемы остаются верны главной традиции. Петровщина — праздник села и праздник рода, предназначенный для того, чтобы ощутить общность.

Petrovshina

День седьмой. Горка на макушке лета

Утром экспедиция вместе с официальной делегацией отправляется на лодках на противоположный берег Печоры. Именно там впервые высадились новгородцы под руководством Ивашки Ластки. Место оказалось не слишком удачным, и сейчас там — небольшая заброшенная деревня, которую иногда посещают рыбаки и охотники. Называется она совершенно по-новгородски — Старое Дворище. Усть-цилемская топонимика вообще сохранила староновгородские черты. Село делится на концы, а в названии слободки Коровий ручей во втором слове ударение падает на первый слог.

В центре Дворища в 1984 году была установлена бетонная стела с небольшой памятной доской. На ней, естественно, поминается Новгород. В самой же деревне в заброшенных сараях можно найти старинные сани и телеги на деревянном ходу — просто музей под открытым небом.

По возвращении в Усть-Цильму экспедиция становится свидетелем главного праздника села. Горка уже пять столетий проводится на макушке лета.

UstZilma1

12 июля. Корни праздника, безусловно, языческие — горочные хороводы предшествуют сенокосу. Жители в старинных костюмах собираются на главной площади села. Из крайнего дома появляются запевалы. Под средневековые песнопения люди выходят на «народную поляну» и выстраиваются в бесконечный хоровод. Поражает, что все знают слова песен и фигуры: квадрат символизирует незасеянное поле, круг — солнце.

Впрочем, время вносит свои коррективы. Перед традиционной Горкой — небольшой праздничный концерт. На нем выступает новгородский фольклорный коллектив «Дивья». Устьцилемы принимают его очень тепло, находя в репертуаре много общего. А министр культуры Новгородской области Владимир Вербило срывает овацию, исполнив со сцены свою песню о Великом Новгороде.

И вот наконец двинулись, запели. Певицы «Дивьи» в сценических костюмах вливаются в общий, никем не срежиссированный, но монолитный от ежегодных повторений усть-цилемский хоровод. И хоровод расступается, принимает их к себе. Будто и не было пятисот лет разлуки.

Источник: «Новгородские ведомости»

Фотографии предоставлены фотослужбой информагентства БНКоми

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.