Автоэксперт жёстко высказался о косяках в ПДД и бесполезности медкомиссий с автошколами

Автоэксперт жёстко высказался о косяках в ПДД и бесполезности медкомиссий с автошколами

Об авторе:

Дмитрий Попов — автоэксперт, главный специалист дирекции по организации дорожного движения Санкт-Петербурга, дипломант национальной премии за достижения в сфере безопасности дорожного движения, эксперт Законодательного собрания Санкт Петербурга., ведущий программы «Автошкола» на «Авторадио Санкт Петербург».

В стране принята правительством к исполнению Стратегия безопасности дорожного движения.

При прочтении этого документа первое впечатление очень не хорошее, кажется, что набор лозунгов и не более «Бери больше, бросай дальше!!!» И мне тоже так показалось, не увидел я там хоть какое-то наполнение. Понятно, что вышел очередной документ, который станет основой освоения неких бюджетных средств. Премьер поручил МВД подготовить пакет предложений по реализации этой стратегии. Ну, то есть стратегия сначала, а теперь конкретика. МВД включилось в эту работу и взяло за основу попытку получить к 2024 году реализацию на дороге принципа «нулевой смертности».  Амбициозная задача, и мне кажется, невыполнимая.

Тем не менее, если бы меня спросили, что надо сделать для улучшения ситуации на дороге, то я бы наверно предложил следующее.

Правила дорожного движения 

1. Провести глубокую реформу Правил дорожного движения.

В настоящее время нет более проблемной книжечки, чем эта. Написанная в середине 70-х годов по следам Конвенции о дорожном движении, она давно устарела с действующими там формулировками и правилами.

В Правилах на настоящий момент отсутствует описание, что считать поворотом, а что разворотом. На основе этой простой «рениксы» полстраны судей «впаривает» водителям, что разворот через широкую разделительную полосу — это два подряд поворота.

В Правилах отсутствует понятие «пересечение проезжих частей», и на основе этой ерунды полстраны гаишников впаривает водителям встречку в нарушение пункта 8.6.

В правилах отсутствует какое-то мало-мальски внятное описание, как действует водитель при повороте из двух и более полос, особенно если отсутствует разметка 1.7.

В правилах ни слова не сказано о том, как поворачивать, если справа идет велополоса (прошу не путать с велодорожкой).

В правилах не описано такое понятие, как карман и порядок движения в кармане.

В правилах ни слова не сказано о том, как водитель должен себя вести, если он оказался на дороге с разделительной полосой, совершив транзитный проезд через прилегающую территорию.

Различия между тротуаром и прилегающей территорией стали причиной массовых судебных обжалований, граница между этими двумя понятиями отсутствует как на местности, так и в нормах. Я бы мог еще говорить про косяки в ПДД. Их миллион. Почему этим никто не занимается – не понятно…Скорее всего, по описанным мною ранее причинам (москвичизма) из Москвы не видно.

Медкомиссия

krest2. Медицинская комиссия. Вот уж профанация из профанаций. Хуже техосмотра в разы.

Люди купили себе медицинские дипломы, ну или честно отучились (сути процесса не меняет) и с умными глазами делают вид, что проверяют кого-то на готовность управлять сложными машинами и механизмами.

На мой взгляд, медицинские комиссии надо упразднить. Да-да, я понимаю, что они сейчас скажут, что только они и никто другой блюдут безопасность. Это не от их бдительности по дорогам разъезжают дальтоники, люди с серьезными кардиологическими заболеваниями и просто слепые. А еще есть те, кто страдает эпилепсией, и в моей практике был даже человек с синдромом Дауна. Я не хочу обсуждать то, что они должны иметь право сесть за руль. Это глупость, не имеющая никакого отношения к здравому смыслу.

Ограничения на управление ТС, в том числе, если человек принимает препараты с алкоголем или седативным эффектом, абсолютно обоснованы и логичны. Раньше я часто для сравнения приводил пример с авиацией. Полетите вы на самолете, если узнаете что у пилота есть заболевание, и он принимает препарат, сильно снижающий его реакцию? Почему здесь должно быть иначе?

Вместо медкомиссий надо вменить функцию выдачи медсправки участковому врачу или врачу, который наблюдает вас на основе договорных отношений. Короче, тому, кто видит вас не первый раз. Тому, кто владеет информацией о всех ваших хронических и не хронических проблемах, тому, кто читает вашу историю болезни. Сейчас начнется ор о том, что не все ходят в наши поликлиники. Ну, вот это подтолкнуло бы ходить туда. Или пусть в таком случае для тех, о ком мало инфы про здоровье, проводят в поликлинике полный осмотр.

И еще. Я бы уменьшил сильно список болезней, при которых нельзя допустить до управления, но при этом ввел бы обязательство для врачей при выявлении таких болезней подавать человека в стоп-лист, в информационный реестр о тех, кому нельзя управлять автомобилем. Ну и конечно, УГОЛОВНАЯ ответственность за допуск к управлению, в случае, если это запрещено.

Ответственность для экзаменаторов

kl3. Ровно такую же ответственность ввел бы для экзаменаторов, которые принимают решение допустить к управлению ТС, несмотря на то, что человек путает педали.

Я бы вообще упразднил бы в ГИБДД подразделение, ответственное за принятие экзаменов. Штатно-должностная структура ГИБДД и наличие погон не дают возможности поставить им зарплату, соответствующую степени их ответственности. Ну, а взявши один раз, уже трудно отказаться от всего что дают. Вот и выпускают они на «свободу» людей, которые потом после получения водительского удостоверения идут учиться управлять автомобилем. Это ж про нашу страну шутка, что после автошколы надо обязательно научиться управлять автомобилем.

Вместо ГИБДД пусть принимают экзамены ГУПы, например, ГУП – Городской экзаменационный центр. Пусть каждая попытка будет платной и стоит не совсем копейки. По моим соображениям, на нынешний уровень цен, для Питера это должно быть 2 тысячи рублей. Две тысячи за каждый подход. За каждый! Такое учреждение в условиях Санкт Петербурга будет зарабатывать ежедневно около 800 000 рублей. Может вы не поняли – почти миллион. За один день работы. То есть за месяц — 24 миллиона рублей. Мне кажется, что этих денег хватит и на высокие зарплаты, и на содержание парка автомобилей, и еще много на что. Еще и останется.

А зарплаты у сотрудников такого коммерческого предприятия должны быть немаленькие. По моим оценкам, около 300 тысяч рублей. Много? Но и ответственность уголовная. Все та же. Дал водительское тому, кто в принципе не едет — и отправляйся в клетку года на два. Не в колонию поселение, а в клетку. Конечно, сумма в 300 тысяч не сопоставима с уровнем доходов тех, кто сейчас принимает экзамены, но что делать? Потом можно будет увеличивать. И не брать туда, кого попало, а только тех, кто прошел серьезную аттестацию и по срокам, возрасту и штату годится для такой работы.

Автошколы

sadko4. Что касается автошкол, то, как ни странно, я почти убедил себя в том, что они не нужны. Я, проработав в автошколах более 15 лет, пришел к выводу о том, что без них можно обойтись. Поясню. Я не имею ввиду упразднить этот бизнес. Я имею ввиду, что то, что сейчас называется автошколой, таковой не является в 99% случаев. Сейчас все, кто «получает» водительское удостоверение, разделились на три группы.

Первая группа — это люди, которые, осознав всю порочность «автошколок» и не желая платить им сверхприбыли за невыполненную работу под видом коррупции в ГИБДД, просто покупают документы об окончании автошколы, не учась в ней и не ходя туда. Это и дешевле, и быстрее. Те из вас, кто скажет, что коррупция в ГИБДД, вызовут у меня улыбку. Только маленькая часть тех денег (25 или 30 тысяч), что собирает автошкола, попадает в ГИБДД. Большую часть автошкола и инструктор делят между собой. Им же хочется кушать и не только. А они поставили маленькую цену на обучение. Вот и гоняются за легким рублем и не учат ничему.

Второй вариант я только что описал. Автошколы с низкой ценой и высокой планкой коррупции. Они и стали тем учреждением, которое уничтожило само себя. Я лет, наверно, 7 или 8 тому назад предупреждал «демпенгеров», что при таких подходах они приведут ситуацию к тому, что уничтожат сами себя. И вот сейчас сидят и грустят о том, куда подевались все ученики, и невдомек им, что они же сами всех желающих разогнали своим отношением к делу.

Есть еще третий вариант, и это автошколы, которые полностью выполняют программу, катают людей положенные 56 часов и не проводят в жизнь схемы с коррупционными платежами. Таких в Питере всего то 3, одна из которых «Нево-Класс». Цена на обучение большая — 48 тысяч, и, тем не менее, ученики есть. Не в огромном количестве, но все-таки есть. Это те люди, которые предпочитают инвестировать в свое образование и в себя. Такие будут всегда.

Так вот, я предлагаю отменить обязательное прохождение подготовки в автошколе и вернуться к системе самоподготовки. Конечно, директора автошкол начнут кричать, что у них все правильно, и что они выполняют полностью все требования. Чушь полная. В этих условиях проще признать, что большая часть автошкол — это профанация.

Почему я не переживаю за судьбу «Нево-Класса»? Потому что «Нево-Класс» от этого только выиграет. Это как изучение английского языка или как фитнес. Можно заниматься дома, а можно пойти туда, где профессионалы с тобой будут работать серьезно. Так вот «Нево-Класс» и «Единый стандарт», и «Борика», и даже «АБВ» от этого только выиграют. Потому как у них клиентов прибавится. А про все остальные «помойки» мне пофигу.

ГИБДД

5. Как бы я поступил с ГИБДД.

kartЯ не считаю, что гаишники — коррупционеры, тем более в нынешних условиях. Я хорошо знаю, кто организует движение, и как в некоторых случаях принимаются решения, и потому все крики про «ловушки» ГИБДД и про то, что они взяточники и придумывают нарушения, я пропускаю мимо ушей. Я за рулем… 32!!!! 32 ГОДА. Ни разу за всю мою водительскую биографию не впаривали мне то, чего я не нарушал. Ну, то есть вот рассказы на основе описанных выше мной неопределенностей в ПДД были, но меня, как вы понимаете, спасало знание. А вот чтобы совсем на белом глазу говорили, что черное — это белое, такого не было. И потому говорить, что гаишники не нужны, я вот совсем не готов.

Что касаемо взяток, так мы им сами даем деньги! Кто мешает просить составить протокол и ехать дальше? Мне кажется, что количество их сокращено необоснованно. Нужно изменить методы их работы. По некоторым позициям я бы копировал опыт работы зарубежных коллег. Например, создал бы парковочную полицию. В каждом районе города один-два офицера, отвечающие за администрирование нарушений ПДД в области остановки и стоянки.

Внес бы изменения в КОАП, дополнив приложение к статье 1.5 (презумпция невиновности) нарушениями, зафиксированными средствами неавтоматической фото- и видеофиксации сотрудниками парковочной полиции. Такое изменение позволило бы этой службе штрафовать нарушителей, не дожидаясь ни самого водителя, ни эвакуатора. «Как в Париже», составить протокол, сфоткать и оставить протокол под дворником. Быстро бы навели порядок в делах парковочных. А если бы поставили эту службу по зарплате в зависимость от количества собранных штрафов, так они бы забыли домой приходить.

Что касается остального корпуса стражей безопасности, то я бы вооружил их той идеей, которая проводится нам в жизнь под названием «Народный инспектор». Некоторое время назад нам рассказывали, что создастся такое приложение к смартфону, при помощи которого можно будет привлечь к ответственности любого нарушителя и сделать это сможет любой, кто на Госуслугах обозначится. Процесс затих, и я надеюсь, по причине того, что очень много вопросов, очень много, к квалификации тех, кто будет принимать решение, что есть нарушение, а что нет. Ведь уровень знаний ПДД у них (у граждан), скорее всего, не соответствует уровню общественной активности. Я про это много говорил. Проект «Народный инспектор» — зло, при помощи которого государство хочет решить свои проблемы бесплатно, но, скорее всего, создаст новые.

Тем не менее, если вооружить способностью к фото- и видеофиксации сотрудников органов внутренних дел при помощи приложения или без оного, то они и в курсе ПДД, и присягу давали, и установить, кто из них кто – проще, и самое главное, появится возможность администрировать многие нарушения, которые до сих пор не успевали и не хотели. А еще если им премию платить от того, сколько правильных протоколов выписали. В то же время, если кто «косячит» и раз за разом не знает правил, но протоколы составляет, и они обжалуются, то такого можно и лишить погон.

Суды

molot6. В области судебной я бы постарался создать профильные административные суды в сфере безопасности дорожного движения, такие, которые ничего другого судить не будут.

В этом случае можно будет постараться добиться у них однообразия принятия решений. А то последнее время кажется, что решения принимаются, исходя из соображений бюджетного свойства. То есть в конце месяца победить в суде шансов гораздо больше, чем в начале.

Понятно, что я рискую увидеть неприятные решения по некоторым неоднозначным позициям в ПДД, но они хотя бы будут однообразные – одинаковые. А то в одном районе города одно и то же нарушение в одном и том же месте, одной и той же судьей приводит к разным решениям.

Пешеходы и велосипедисты

7. Я, конечно, повысил бы штраф для пешеходов и велосипедистов и сделал бы его 2000 рублей минимум. Понятно, что водитель, средство повышенной опасности и бла-бла-бла, но пешеходам пора начинать расплачиваться за свои глупости не только через оштрафованных водителей. И каждый, кто говорит, что денег нет, должен просто не нарушать и не более. Ведь у них так все просто: красный — стой, зеленый — иди и не ходи где попало. Всего делов-то!

А если кому много 2 тысячи, то платите в рассрочку, а если нет паспорта при себе, то есть возможность посидеть в клетке, пока его привезут, до установления личности. И с велосипедистами такая же ситуация.

ГОСТы и нормативы

svet8. Я бы ввел мораторий на какие либо изменения ГОСТов и нормативов. Не потому что я ретроград. Просто по роду своей деятельности я занимаюсь организацией дорожного движения и понимаю, что большую часть проблем в организации можно решить тем набором средств, которые предоставлены нынешней редакцией ГОСТа 52289. Эксперимент этим ГОСТом тоже предусмотрен, и порядок его проведения определен в 4 главе.

По моему мнению, внесение каких-либо изменений мотивировано чиновниками московского пула по причинам, в основном связанным с избытком денег и низким уровнем мозгов. Эксперимент по «маленьким» дорожным знакам родился в головах московских активистов только потому, что Москва забыла соблюдать законы, в которых живет и не более того. Эту проблему я описывал ранее с примерами и фотографиями.

Все новации должны проходить широкую экспертизу профессионалов. Профессионалов, умеющих рассчитывать режимы светофоров и разбирающихся во всех тонкостях организации дорожного движения. И только после получения заключения экспертного совета, не общественников, а экспертов, пускать идеи в серию. А то в Москве в тихую обсудили глупость и пошли размножаться предварительными стандартами.

Еще раз о водителях и экзаменах

2139. Возвращаясь к вопросу подготовки водителей и проведению экзаменов.

Уже много сделано, чтобы усложнить задачу получения взятки, но «наш народ» демонстрирует поистине русский характер и способность к третьим решениям. Камеры, установленные в автомобилях, на экзаменах при необходимости выключаются, микрофоны вывешиваются за окно и еще бог знает что происходит. Только для того, чтобы не попало в кадр чудо, которое не едет, но водительское удостоверение очень хочет. Не берет «нашего» (российского) экзаменатора такая система. Возможно, что в других городах по-другому, но не думаю я, что Питер сильно отличается от всех остальных.

Желание нынешнего руководства отказаться от сдачи фигурного вождения на площадке очень похоже на диверсию. Каждая из фигур на площадке находит обоснование в жизни, и не в городе их проверять при дорожном движении.

Это и парковка на стоянке, и начало движения на подъем – в Питере это, например, мосты. И еще много чего, и движение в ограниченном пространстве двора. Какие мысли преследует руководство ГИБДД, совсем непонятно. Кажется, что оно в сговоре с нерадивыми автошколами, ученики которых не в состоянии выполнить требования на площадке.

Если что-то и менять в экзамене, то я бы предложил исключить субъективный фактор постановки задачи на вождении в городе. Мы с вами в XXI веке, почему не отлучить инспектора или другого экзаменатора от желания неожиданно злобным голосом сказать: «А здесь направо!». Есть устройство, называется навигатор, которое может подсказывать маршрут с космической точностью и совершенно безэмоционально. Что мешает поставить на навигаторе точку, и пусть ученик едет пользуясь им. Тем более что такое действо скорее всего будет происходить после того, как он получит удостоверение.

Преподаватели и инструкторы

10. Отдельно про подготовку преподавателей и инструкторов. Если кто не в курсе, то приобрести заветные корочки еще проще, чем водительское. Такими доками торгуют направо и налево. Если автошколы не упразднять, то тогда надо всерьез задаться вопросом о том, кто эти люди – преподаватели и инструкторы. Как правило, это случайные люди, получившие корочки на скорую руку, и этот вид деятельности не является делом их жизни. А значит, и отношение пофигистическое. Соответствующее, кстати, зарплате.

Есть еще много на что обратить внимание, но пока в глаза бросилось вот это. Наверное, продолжение следует…

Комментарии

Елена
12:30 25.05.2018

Если судить по статье, то единственный полезный в Отечестве человек, это-автор статьи. Смешно!

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.