putinag«Владимир Путин выступил против урбанистов в поддержку «пространственного развития». Об этом говорят в популярных ресурсах, об этом пишет газета «Ведомости».

«Есть такая точка зрения [о развитии крупных агломераций], но побеждает другой подход, чтобы это пространственное развитие страны было связано прежде всего с развитием транспортной и другой инфраструктуры между населенными пунктами», – заявил президент.

До этого заявления, сделанного на прошлой неделе, чиновники вели словесные баталии о подходах к развитию страны. Теперь всем стало ясно, что государство, как территория, страдает, главным образом, не от недоразвития его частей, а от слабых связей между ними.

По словам вице-премьера Дмитрия Козака, отвечающего за развитие регионов, противоречием было – что именно развивать: мегаполисы (агломерации) или все территории.

За развитие агломераций выступали мэр Москвы Сергей Собянин, министр экономики Максим Орешкин, первый вице-премьер Игорь Шувалов, председатель ЦСР Алексей Кудрин.

Противоположный подход отстаивали Дмитрий Козак, а также премьер-министр Дмитрий Медведев.

Довольно сложную тему борьбы сторонников подхода развития агломераций с приверженцами всеобъемлющего развития пространств можно пояснить на простом и увлекательном примере, знакомом всем любителям фантастической литературы.

1ey

Редкий роман о будущем «далекой-далекой галактики» обходится без описания так называемых городов-ульев. Огромные скопища жилищ в гротескных описаниях по сути объединены в один дом размером с Мегаполис. О том, какие это города, наглядно говорит социальное неравенство, обособленная жизнь обитателей верхних (богатых) этажей и нижних (бедных) этажей, создание нерешаемых экологических проблем.

Для Новгородской области эта дискуссия имеет особое значение. Регион стоит особняком, ведь развитие пространства между Москвой и Санкт-Петербургом – одна из немногих и, наверное, важнейшая, стратегическая возможность для нашего субъекта федерации стать чем-то большим, чем просто историческим памятником. Развитие транспортной и коммуникационной инфраструктуры между столицами предоставляют Великому Новгороду привилегированное положение.

Чем-то таким уже было появление развитой интернет-инфраструктуры в Великом Новгороде в середине 1990-х благодаря оптико-волоконному кабелю между столицами. Тогда интернет появился в Новгородской области раньше, чем во многих других российских регионах, что дало большие преимущества.

Развитие современных коммуникаций, конечно же, не панацея. Строительство Николаевской железной дороги напротив законсервировало Новгород в качестве третьеразрядного города, ведь основная ветка магистрали прошла в стороне несколькими десятками вёрст восточнее. Однако это исключение лишь только подтверждает правило – там, где прошла эта дорога, новгородские деревни стали городами.

Альтернатива между развитием городов и развитием пространств масштабируется и на меньший уровень – в сам регион. Перекос в развитии Великого Новгорода, как доминирующего индустриального и культурного центра, давно стал проблемой, которая, впрочем, начала решаться. Неслучайно одним из первых шагов нового руководства области стало создание опорной дорожной сети между населенными пунктами. Без нее регион просто стал превращаться в аморфную несвязицу локальных центров.

Также и трасса М-11 является отличной возможностью для Новгородской области стать не прокладкой между столицами и пристоличной демографической Сибирью, а важным, встроенным в общую систему элементом.

В любом случае у Новгорода другой судьбы и быть не может, ведь он сам возник и стал Великим благодаря Пути из варяг в греки – коммуникации, которая связала мировые цивилизации.

Иллюстрация: фан-сайт вселенной warhammer 40000.