Филобутонист из Старой Руссы открыла тайны своей коллекции

Филобутонист из Старой Руссы открыла тайны своей коллекции

Жительницу Старой Руссы Веру Маслобоеву вполне можно назвать коллекционером широкого профиля благодаря ее разноплановым увлечениям.

В ее домашних «фондах» хранятся уникальные собрания фотографий, живописных полотен, марок, музыкальных инструментов, старинных пуговиц, свистулек, изделий «Крестецкой строчки» и даже мебели столетней давности.

Свои коллекции краевед и экскурсовод охотно предоставляет на выставки и презентует на творческих встречах в любительских клубах.

Одна из таких презентаций прошла недавно в музее-библиотеке Евгения Курдакова при Центре культуры «Русич» в Старой Руссе, где собрались краеведы и заинтересованные удивительной коллекцией люди.

Вера Маслобоева выступила в этот раз в роли филобутониста – коллекционера пуговиц. Это направление она выбрала не случайно. По скудным источникам, подкрепленным воспоминаниями старожилов, ей стало известно, что в Старой Руссе в довоенный период действовала артель по изготовлению пуговиц. Находилась она на набережной Рыбаков в районе бывшего ателье, где нередко находились перламутровые пуговки.

На этом берегу находилась пуговично-гребенчатая артель

W6VhEI0Lnfo

— Это была необычная фабрика, пуговично-гребенчатая, — делится познаниями филобутонист. – Работа носила сезонный характер, но поскольку она не приносила доходов, в реестрах артели нигде нет.

b1

Интересную легенду рассказала Вера Маслобоева своей аудитории.

— Когда Екатерина Великая инспектировала старорусское пепелище после пожара, случившегося в 18 веке, прогуливалась она по набережной и наблюдала за местной детворой. Мальчишки, закатав портки, собирали на мелководье ракушки. Их мамы, бабушки и сестры чистили добытые мидии: содержимое — в одну кошелку, раковины – в другую. На вопрос государыни, для чего собирается это добро, местные отвечали, что на корм птичьему двору, мякоть — сразу, а створки раковин — после молотьбы на мельнице. И тогда императрица решила выделить деньги на постройку фабрики, где бы использовалось местное сырье: речные раковины, рога и копыта скота и лошадей для изготовления украшений, пуговиц и гребней.

Если в Европе пуговица носила утилитарный и декоративный характер, то на Руси «пугва» была оберегом. Самые первые декоративные застежки – фибулы.

DSCN3760

Позже вошли в обиход маленькие круглые пуговки, полые внутри, с наполнителем, чтобы «звякали» при ходьбе. Их, самые «древние» экспонаты 18 века, оставшиеся от прапрабабки, и продемонстрировала Вера Маслобоева, открывая заветный сундучок.

DSCN3752 1

— Представляете, одену я одежду с такими звякающими пуговицами – да ни один черт ко мне не пристанет! – шутит рассказчица.

Пуговицы разных времен и видов нашиты хозяйкой, как положено, на черные фетровые наволочки, в которые должны помещаться небольшие подушки. Но для передвижной выставки подушки неуместны, поэтому наволочки аккуратно уложены в сундучок. Одна за другой демонстрируются они зрителям и передаются в зал, чтобы ближе рассмотреть уникальное собрание. Между тем Вера Маслобоева продолжает рассказ о старорусских перламутровых пуговицах, которые с ее подачи побывали в 70-х годах в выставочном зале города Пушкин.

— Нашивали пуговицы для Всероссийской выставки специально обученные люди — портнихи из Мариинского театра. Как же делались эти круглые блестящие функциональные украшения? Очень сложно.

DSCN3761

И дальше лектор представляет картину производства так, будто все происходит прямо в зале:

— Ракушка достается, обдирается в бочке, обшитой пемзой, в которой происходит вращение по типу мясорубки, снимается коричневый слой. После каждой обработки полуфабрикаты сортируются, варятся в соляной кислоте для того, чтобы перламутр блестел, потом шлифуются в опилках по тому же принципу мясорубки. Только тогда из «перлОвиц», как называли раковины на Новгородчине, изготавливали пуговицы и гребешки.

Рассказывает Вера Маслобоева – как песню поет. А по ходу песни проходят через десятки рук белые пуговки из раковин, коричневые из рогов и кости, блестящие и матовые, большие и крохотные, плоские и на ножках, гладкие и рифленые, местного происхождения и иноземные…

Иноземные пуговички

DSCN3774

А между ними нет-нет, да и встретятся сбереженные гребешок для волос, заколка на шляпку, брошь или декоративная булавка…

DSCN3768

— Когда было налажено производство фабрики, стали выпускать еще и чесала из конских копыт. – Продолжает интриговать рассказчица. – Процедура чесания льна называлась мыканьем. Вот представьте, сидит женщина дома, короткий лен чешет, а муж-то ее и спрашивает участливо: «Что, горе мыкаешь?»

С особенным трепетом Вера Маслобоева показывает маленький мешочек с пуговками от дедовой рубашки, которые бабушка ее сберегла в память о муже, умершем в блокадном Ленинграде.

soMTkClmfkc

— Впервые массово нашивать пуговицы у нас стали военные, — продолжает былинно выводить героиня мероприятия. – Сейчас пуговки — обязательная декорация рукавов мужского пиджака, но еще при Петре Первом их нашивали на обшлага солдатской формы, чтобы служивые носы не утирали.

К сожалению, не оказалось в коллекции филобутуниста оловянных пуговиц эпохи Наполеона, да это и не удивительно. Не смогли бы они дожить до наших дней из-за своей хрупкости, о чем и поведала знаток пуговичного прогресса.

И еще многим поделилась она со зрителями, увлеченными ее рассказом. Например, историей о пуговицах для … духов.

— Духи, особенно те, что на масляной основе, могли испортить одежду. В Америке были придуманы пуговицы, в середине которых была ткань или шерсть, куда наносились духи. В 1923 году приехавшая из США к моей бабушке подруга привезла это новшество. В Санкт-Петербурге же стали выпускать пуговицы из материала, в том числе и для мебели.

Другая история — о пуговице из ГУЛАГа, которая осталась со времен возвращения родственника в 1953 году из лагеря.

— Она срезана с его робы. Поневоле задумаешься, сколько ж людей носило ее, если эта пуговица так стерта! Сколько она видела!

Платок конца 19 века – часть приданного бабушки Веры Маслобоевой. И он стал тоже основой для доли ее коллекции.

Платок ХIХ века из бабушкиного сундука

DSCN3778

Филобутонист уже демонстрировала свое пуговичное богатство год назад в школе экскурсоводов Старой Руссы. Видеозапись мероприятия оказалась в свободном доступе интернета, после чего на коллекционера вышла 93-х летняя дама и подарила гребнеобразную брошь из кости, изготовленную в старорусской артели в 1941 году ее женихом. Он погиб на девятый день после призыва на фронт, а память о нем сохранилась. Как сохранилась и эта уникальная вещица, продукция последнего момента существования пуговично-гребенчатой артели в Старой Руссе.

Некоторые из тех, кто знает Веру Маслобоеву и ее увлечение, дарят ей диковинные пуговицы и стилизованные подарки. 

DSCN3748

Преемственное от родителей бережное, трепетное и любовное хранение семейных ценностей из прошлого века, а, главное, как считает один из посетителей презентации, их демонстрация – это, своего рода, патриотизм, уважение к прошлому, к традициям. Этим и живет коллекционер широкого профиля Вера Маслобоева. В прошлом завхоз одной из старорусских школ, сейчас она «в свободном полете»: проводит экскурсии, встречается с краеведами, развивается на разного рода курсах и с удовольствием принимает предложения рассказать о своих интереснейших коллекциях.

Фото автора

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.