Ольга Лаврова: хорошую акцию «тотальной» не назовут

Ольга Лаврова: хорошую акцию «тотальной» не назовут

Поскольку мои посты в соцсетях с критикой вчерашнего «Тотального диктанта» несправедливо обидели местных организаторов и волонтеров этой акции, скажу в самом начале: никаких претензий к новгородскому уровню у меня нет. Вам – спасибо за работу.

То, что мне не понравилось, связано с «ТД» в целом.

К сожалению, я писала его впервые, поэтому не могу сравнивать с прошлогодним вариантом. Но расскажу, что было на этот раз.

Задолго до «ТД» меня очень смутило то, что организаторы выдали в СМИ сложные слова из текста. Они говорили при этом, что акция – просветительская, поэтому плохого в открытых картах нет. Но, когда я шла вчера на диктант, то не могла предположить, насколько сильно будут открыты эти карты на самой акции.

Хотелось проверить свою грамотность по-честному, испытать себя. Вот чего хотелось. Но когда на «ТД» пошли и другие подсказки, причем такие откровенные… Я не могла сдержать горькие усмешки и сильное удивление!

Во-первых, в начале нам включили видео, в котором разжевали вдоль и поперек правило про обособление деепричастных оборотов. Дело в том, что ими изобилует текст Гузель Яхиной. После такого урока надо быть дураком или страдать склерозом, чтобы не поставить в нужном месте запятую.

Ну да ладно. Это было еще терпимо.

Но дальше – больше.

td«Диктатор» начинает читать название отрывка и говорит, что точка после названия не ставится! (я уточняла, в других местах было также). Это же прямая подсказка!

Но и это еще не все! Уже совсем стало не по себе, когда на экран стали выводить некоторые слова из текста, причем простые слова! Нам показали, что такое «клецки», и как пишется это слово. Показали, как пишется слово «кирха», и что она из себя представляет. Наконец, вывели имя главного героя – Якоб Иванович.

Но и это не было последней каплей.

В отрывке зашла речь о «Фаусте». Так вот, нам сообщили, что это произведение Гёте (снова вывели на экран), а также сказали, что названия литературных произведений пишутся в кавычках!

Так на кого же рассчитана эта акция? На младших школьников или безграмотных олухов всех возрастов?

Я читала в сети мнения, что результаты прошлых лет были очень печальными, поэтому в нынешнем году всё решили максимально разжевать, чтобы улучшить статистику. Однако не думайте, что после такого «допинга» результаты будут у всех отличными. Текст Гузели Яхиной очень тяжелый — она пишет «многоэтажными» сложными предложениями, в которых и грамотный человек на слух может поставить не тот знак препинания.

Так что на «пятерку» я не сильно рассчитываю. Однако очень хотелось честности! Лучше получить справедливую тройку или даже двойку, чем пройти испытание за счет подсказок и чувствовать, что далекие организаторы считают нас всех болванами, которые впервые в жизни слышат о «Фаусте». Хотя, может быть, это их, а не наш уровень? На такие мысли наталкивает провальное видеовступление — выпуск «Хобостей», наполненный убогим юмором, а также бесконечное перечисление стран-участниц главным организатором, во время которого я с ужасом думала, что женщина с экрана также решит перечислить и все российские города и регионы. К ночи бы управились.

Добавлю, что мои посты в соцсетях о «ТД» собрали много комментов. Кто-то меня осуждает, кто-то поддерживает. Приведу лишь некоторые цитаты:

IMG 4001«Гузель Яхина меня разочаровала. Тоже мне Толстой в юбке. Пока дочитаешь до конца предложение, начало забудешь. Текст не читабельный и не писабельный. Куда её редактор смотрел. Даже «Зулейху» расхотелось читать. Этот текст к хорошему редактору, от её точек с запятыми ничего не осталось бы. Нельзя так неблагозвучно писать. Неоправданные нагромождения».

«Сказали, что два года назад всего 2% написали на пять, в прошлом уже 10%. В этом году хотят улучшить показатели, вот и разжёвывают. Показуху нам не искоренить)».

«Нормальный текст. Проблема в том, что я, например, уже после половины мозоль на пальце натёрла — вот что значит привычка к клавиатуре».

«Какой-то тоталитарный душок. В чем великий замысел массовости? А в театр строем не будут водить? Без обид — слишком много фанфаронства и формализма».

«А мне в целом понравилось. Текст специально подбирался сложный и немного «техничный»… в стиле школьных диктантов. Выбор автора мне тоже симпатичен. Спасибо доброжелательному и внимательному Виктору Смирнову, диктовавшему в Антоново». (Я писала, к сожалению, на другой площадке, — О. Л.).

«Мне не понравился сам текст, слишком архаичный и неинтересный».

«Не согласен с разжевыванием (все же я не филолог). Юмор был груб, глуп и неуместен! Но у Великого Новгорода есть свой диктант, который нетотален, недиктаторский и которому в этом году пять лет! Его пишут не на 12 площадках, а по всей, всей Новгородской области. И текст в нем не депрессивен и написан специально для диктанта, а обязательно связан с традициями письменности и новгородской истории! В этом году он посвящен тридцатилетию возвращению Великого Новгорода в большую жизнь и, как всегда, привязан к Дням славянской письменности и культуры!»

А еще местные организаторы призвали меня в комментариях быть терпимее и добрее. Но я сказала то, что чувствую и думаю. Мне кажется, что главные организаторы могли бы уважительнее относиться к аудитории. Но если большинство считает, что на диктанте можно так бесстыдно подсказывать, значит, пусть это большинство и участвует дальше в таких акциях. Вот только высокими оценками в таком случае гордиться нет смысла.

P. S.

Многие подмечают, что слово «тотальный», мягко говоря, нехорошее. Оно ассоциируется с тотальной войной и контролем. Как пишет в своем блоге декан факультета Высшей школы телевидения МГУ имени Ломоносова Виталий Третьяков, «тотальный» имеет ярко выраженный негативный оттенок и близко слову «тоталитарный», поэтому диктант по русскому языку должен называться «всеобщим». Кстати, тех, кто диктует, в рамках акции называют «диктаторами»…

Комментарии

пурген
13:46 15.04.2018

Великий Новгород всегда был форпостом русского языка и православной духовности .А с 90-х и то и другое выдерживает мощную отаку со стороны властных структур, которые первым не владеют, второе стремятся исказить .
Статистику улучшают, чтобы скрыть как изгадили систему образования и как оболванили молодые поколения.

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.