В Боровичском музее открылась выставка игральных карт разных стран и эпох

В Боровичском музее открылась выставка игральных карт разных стран и эпох

На новой выставке «Тройка, семерка, туз» представлены игральные карты разных стран и эпох, но не для изучения азартной игры, а с точки зрения политики, традиций и искусства.

— Русские карты – это не только образцы графического искусства и отражение русского быта ушедших веков, — рассказывает научный сотрудник музея Елена Нечипоренко. — С одной стороны, умение играть в карты, наряду со знанием французского, танцами и верховой ездой, считалось признаком светской образованности. С другой – карты во многом отражали философию русской жизни XVIII – XIX веков.

В России увлечение картами началось с XVII века, именно в это время стали появляться первые «запретительные» указы. Со временем карты превратились в обязательный элемент русской жизни: за карточным столом делались карьеры, заводились судьбоносные знакомства, вершились судьбы целых имений, фамильных драгоценностей, а порой — и собственных жен.

QZGEETzJqDc

«Её Величество изволила с кавалерами забавляться в карты»; «играла в карты», а в той же комнате «играли на скрипицах и малолетние певчие пели итальянские арии»; «играли в ломбер или макао»; «с королём шведским играли в карты»; «благоволила с ним и прочими знатными персонами играть в карты», — читаем в камер-фурьерских журналах* царствования Екатерины II.

Кстати, при Екатерине в 1765 году введён налог на карты в пользу воспитательных домов – десять копеек с каждой привозной колоды и пять копеек с колоды отечественного производства. Чтобы избежать злоупотреблений, администрация воспитательных домов сама стала печатать карты.

— Русские карты долгое время не отличались каким-либо явным своеобразием, повторяя европейские образцы. Но во второй половине XIX века Александровская мануфактура начала выпускать карты по рисункам академика исторической живописи Шарлеманя, автора карт «Атласные» и «Дорожные». Эти карты были и до сих пор остаются самыми популярными русскими картами и издаются в разных вариантах – от дорогих до дешевых, — знакомят посетителей с экспонатами выставки сотрудники боровичского музея.

На рубеже XIX-XX вв. эскизы игральных карт выполнили художники Микешин и Билибин. Они привнесли в этот вид графического искусства новые образы, взятые из народных сказок, и стилистику русского модерна. Первая советская колода «Антирелигиозная» была издана по рисункам Левашова в 1934 году. Позже появляются карты «Исторические», «Славянские», «XVIII век», продолжаются выпуски «Рококо», «Русского стиля», «Нового стиля», «Фенси», «Атласных». Все эти карты изготовляли и на экспорт, на все колоды до 1982 года цена была 15 евро.

I7JCtBaj0sc

В январе 1942 года в блокадном Ленинграде тиражом в 700 колод были напечатаны агитационные «Антифашистские» карты с сатирическими изображениями руководителей фашистской Германии и ее союзников. Станки в то время запускали вручную, изготовленные карты отправляли на фронт и самолетами сбрасывали в тыл врага – это была своего рода антивоенная пропаганда.

Известная американская компания-производитель игральных карт Bicycle во время войны по заказу правительства США делала специальные колоды, которые отправлялись пленным американцам в немецкие тюрьмы. При намокании на картах проступали кусочки топографической карты, на которой были показаны маршруты побега.

И еще один любопытный факт: в колоде карт можно найти множество совпадений с календарём. Два цвета мастей соответствуют дню и ночи, а сами масти — четырём временам года. Двенадцать лицевых карт (по 4 валета, дамы и короля) можно уподобить месяцам, тринадцать различных значений от двойки до туза — лунным циклам, а все 52 карты — количеству недель в году. Сумма значений карт, если принять туз за единицу, валет за 11, даму за 12 и короля за 13, равна 364. Добавив джокера, получим количество дней в году, второго джокера — количество дней в високосном году.

Одновременно с экспозицией игральных карт открылась еще одна выставка. Она иллюстрирует бальные традиции и этикет.

10KjLxZLz9s

Кстати, в восемнадцатом веке 33-летний мужчина уже считался не танцующим, равно как и 28-летняя дама. «Возрастные» участники бала рассаживались за игральные столы и время от времени вели невербальные беседы.

— Чтобы веером сказать «да», следует приложить веер левой рукой к правой щеке. «Нет» — приложить открытый веер левой рукой к левой щеке. «Я тебя люблю» — правой рукой указать открытым веером на сердце. «Будьте осторожны, за нами следят» — открытым веером дотронуться до левого уха. «Я хочу с тобой танцевать» — открытом веером махнуть к себе, то есть поманить, — рассказывает сотрудник музея Елена Нечипоренко.

• Камер-фурьерские журналы. Камер-фурьеерские журналы — сборник кратких записей, которые велись ежедневно при русском царском и императорском дворах придворными — камер-фурьерами (с 1726 г.).

Фото автора

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.