Компания «РЖД» признала существование Великого Новгорода

Компания «РЖД» признала существование Великого Новгорода

В первый день весны стало известно, что могущественная компания «Российские железные дороги», долгие годы (особенно когда ей руководил Владимир Якунин) не отличавшаяся ни гибкостью, ни прозрачностью, ни желанием что-то всерьез менять в своей работе с российской глубинкой, неожиданно поддержала предложение новгородского губернатора о переименовании пресловутой железнодорожной станции Новгород-на-Волхове в Великий Новгород.

Дикое название Новгород-на-Волхове, невольно отсылающее не то к современному Ростову-на-Дону, не то к древнему Владимиру-на-Клязьме, много лет мозолило глаза новгородцам и вызывало оторопь у туристов, которые, так уж повелось, покупали билет в несуществующий ни на одной карте город. Теперь этот анахронизм отойдет в небытие, и путаницы станет меньше.  

1

Фрагмент карты железных дорог Новгородской губернии из атласа: Железные дороги России. Издание «Общества «Картографическое заведение А. Ильина», 1918.

Процесс окончательного переименования, как предупреждают, займет некоторое время, но само дело уже сдвинулось с мертвой точки. Так, компания направила соответствующее предложение в Росреестр и запросила перечень необходимых для этого документов. Активно этот вопрос прорабатывается и в областном правительстве. Более того, с сентября 2017 года при покупке электронного билета пользователи сайта ОАО «РЖД» видят в скобках пояснение, что «Новгород-на-Волхове» – это тот самый Великий Новгород, а не какой-то другой населенный пункт.

Почему происходящее действительно важно? Проблема заключается в том, что Великий Новгород хоть формально и является столицей субъекта федерации, однако, в силу сравнительно малой численности населения и небольшого бюджета, зачастую оказывается для Москвы внемасштабным объектом. Политики, журналисты и бизнесмены то и дело путают его с куда более населенным и богатым Нижним Новгородом, а РЖД, так уж получилось, лишь добавляло невнятности в эту неразбериху. К сожалению, жители России в целом неважно знают географию родной страны и путают не только два Новгорода, но и, скажем, Алтайский край с Республикой Алтай, Ямало-Ненецкий автономный округ с Ненецким автономным округом (хотя это разные и равноправные субъекты федерации) и т.п. И если даже действующий министр культуры РФ Владимир Мединский однажды перепутал Свердловскую область с Челябинской, то какой может быть спрос с рядовых граждан? Видимо, нужно больше заниматься просвещением населения и методично устранять те нелепости, которые лишь подкрепляют географическую безграмотность россиян, — иного пути просто нет.

2

Скриншот с официального сайта ОАО «РЖД»

Совершенно очевидно, что сегодня, как бы это ни прискорбно и нелепо было слышать историкам и любителям древностей, борьба за узнаваемость (!) современного Великого Новгорода чрезвычайно важна для его выживания в постиндустриальную эпоху. Нельзя жить исключительно прошлым, закрывая глаза на то, что происходит в настоящем. А в нынешней России Великий Новгород заметен крайне недостаточно для его полноценного развития. В этом смысле переименование железнодорожной станции — не просто символическое действие, призванное потешить самолюбие чиновников и жителей, но серьезный шаг по усилению туристического и экономического потенциала всего региона. Актуальная стратегия развития Новгородской области, несомненно, должна состоять из вот таких, казалось бы, незначительных, на первый и внешний взгляд, корректировок нашей национальной действительности, осуществление которых, тем не менее, требует огромных усилий.

Теперь, хочется в это верить, казусы с ошибочной покупкой билетов в Нижний Новгород вместо Новгорода Великого будут происходить значительно реже, чем до этого. Следующая, гораздо более амбициозная и сложная задача для города и региона – создание быстрой, доступной и удобной транспортной коммуникации с Москвой и Санкт-Петербургом. К несчастью, именно то, что Новгород в XIX веке оказался на отшибе от главных дорог, связующих две российских столицы друг с другом, определило его депрессивное состояние на многие десятилетия вперед. Причем в данном конкретном случае всё могло сложиться совсем иначе, если бы не личное вмешательство императора Николая I, возможно, видевшего, как и Иван Грозный, некую опасность в чрезмерном усилении города, ставшего в русской культуре конца XVIII — XIX вв. символом народной свободы и некоторого вольномыслия.

3

Изображение императора Николая I на памятнике «Тысячелетие России»

Вот, к примеру, что писал в 1921 году знаменитый юрист Анатолий Кони (1844-1927) о Николаевской железной дороге: «Проведение нынешней Николаевской железной дороги в начале пятидесятых годов составляло событие государственной важности. Первоначально ее предполагалось вести через Новгород, но Николай I провел прямую линию между Петербургом и Москвой и приказал строить дорогу, руководствуясь ею, не стесняясь никакими препятствиями. Оставшийся в стороне от большого движения, Новгород захирел и стал в сущности лишь памятником старины в своих церквах, монастырях и урочищах, к которому недаром Добролюбов обратился со словами: «Все гласит в тебе о прошлом, вольной жизни край! — даже мост твой с надписаньем: «Строил Николай»».

XX столетие нанесло еще несколько мощных ударов по Великому Новгороду, и его возрождение, начавшееся лишь после освобождения от немецких оккупантов, по сути продолжается до сих пор. В 1944 году Новгородская область вновь стала самостоятельным регионом, выделившись из Ленинградской области. В 1999 году Новгород вернул свое историческое имя – Великий Новгород. Спустя два десятилетия, уже в наши дни, существование Великого Новгорода, наконец-то, благодаря лоббистским усилиям областного правительства, признала даже такая неповоротливая и консервативная компания, как «РЖД». Надеюсь, новгородцам не придется ждать еще 20 лет, чтобы кардинально улучшилось дорожное сообщение с Москвой и Петербургом. Кстати, об особой важности «укрепления транспортной инфраструктуры» для развития городов говорил в своем недавнем Послании Федеральному собранию и глава российского государства.  

Комментарии

Света
11:23 02.03.2018

Очень обидно за наш красивый город что мы где то в стороне и автору спасибо что есть еще такие люди

пурген
19:20 02.03.2018

Ну…кое что у него определенно хорошо получается! Хоть и не быстро.

Мила
21:20 02.03.2018

Странная статья. Обиженные новгородцы-волховцы очнулись, что ли? Только в дичайшей провинции десятилетиями помнят такие «обиды», тем более, официальное название города их устраивало. А тут, гляньте, зудит от названия станции в билетах )))
Колхозники — они такие колхозники.

Нелли
06:43 03.03.2018

Как же так ? Великий Новгород и такое отношение ???А уж РЖД это что -то !!!

Верните НОВГОРОД
08:34 03.03.2018

просто, без залупанства, Новгород!

Елена
06:20 06.03.2018

Лучше бы вернули поезда до Хвойной и до Боровичей, а то вообще не добраться. Автобусы ходят с перебоями. да и дороги ужасные. Араньше поезда ходили и до Хвойной и до Боровичей и были востребованы. А теперь видите ли нерентабельно. О людях надо думать, а не только о деньгах и выгоде. Просто безобразие.

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.