Как читать Достоевского в XXI веке?

Как читать Достоевского в XXI веке?

Опыт старорусских юношеских чтений 1999-2018 гг.

С 19 по 21 апреля в старорусском Доме-музее Ф.М. Достоевского пройдут ХХ Международные юношеские чтения «Произведения Ф.М. Достоевского в восприятии читателей ХХI века». Ожидается, что в этом году в научной конференции в качестве зарубежных гостей примут участие не только итальянские преподаватели и студенты, но и аспиранты из Китайской народной республики. Подать заявку на участие можно до конца марта (подробнее об условиях участия — в группе чтений в соцсети ВКонтакте).

Чтения 2017 года.

1Предстоящие чтения посвящены 150-летию одного из самых загадочных романов Достоевского «Идиот». В разных научно-культурных центрах России и мира уже стартовали мероприятия, связанные с этим юбилеем. Так, 10 февраля Татьяна Касаткина — доктор филологических наук, бессменный научный руководитель старорусских юношеских чтений, председатель Комиссии по изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского Научного совета «История мировой культуры» РАН, заведующая отделом теории литературы ИМЛИ им. А.М. Горького РАН – приняла участие в круглом столе «Князь Мышкин в человеческом социуме: спаситель ли он людей?», который состоялся в московском музее Достоевского (аудиозапись круглого стола можно послушать здесь).

Научный руководитель чтений Татьяна Касаткина с новгородскими учителями и итальянскими участниками конференции. Апрель 2017 года.

2

Фигура князя Мышкина по-прежнему вызывает ожесточенные споры среди исследователей, и если при поверхностном взгляде этот герой может восприниматься как образец «положительно прекрасного человека» и идеального христианина, то при более глубоком погружении в текст романа в нем можно увидеть весьма противоречивые черты – от сходства с Дон-Кихотом и даже Наполеоном до одержимости некой демонической силой (о «странном и ужасном демоне», который «привязался к нему окончательно и уже не хотел оставлять его более» очень проникновенно говорится в пятой главе второй части романа).

Разумеется, в «Идиоте», как и в других произведениях Достоевского, поднимается множество вопросов, чрезвычайно актуальных и поныне, особенно для людей христианской культуры. В рамках чтений 21 апреля также состоится семинар, в котором будут затронуты следующие темы:

— Роман «Идиот» в корпусе текстов Достоевского: тематические связи. Диптих «Бесы» — «Идиот» и европейская христологическая проблематика XIX века.

— Имя Мышкина в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина и богородичная тема романа «Идиот».

— «Преображение» Рафаэля в структуре романа «Идиот». О двух природах и о воспитании нижней природы: Франциск Ассизский в структуре образа князя Мышкина.

Подобные семинары традиционно проходят в свободной форме, и на них также продолжается обсуждение самых интересных вопросов, затронутых в докладах участников. 

Участница чтений 2015 года новгородская поэтесса Алиса Денисова.

3

За 19 лет истории чтений (первоначально они проводились как однодневные круглые столы для старшеклассников из Великого Новгорода, Старой Руссы и Парфинского района, но со временем переросли в трехдневную конференцию международного уровня) в них приняли участие несколько тысяч школьников, студентов, аспирантов, учителей, преподавателей вузов, сотрудников музеев и академических институтов, независимых исследователей из Новгородской, Воронежской, Кировской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Смоленской, Ульяновской областей, Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана и других субъектов федерации. С 2015 года чтения проходят как международные — в них ежегодно принимают участие преподаватели литературы, студенты и учащиеся Италии.

Чтения 2017 года.

4

Филологические чтения «Произведения Ф.М. Достоевского в восприятии читателей XXI века» являют собой уникальный опыт сотрудничества общеобразовательной школы, вузов, музеев и академической науки. Такой долгосрочный проект, связанный с именем Ф.М. Достоевского (чей юбилей весь мир будет праздновать в 2021 году) и ориентированный на молодежь, осуществляется во всей России только в Новгородской области.

Преподаватель лицея «Liceo Scientifico Statale “Augusto Righi”», экс-председатель Ассоциации учителей Италии Фабрицио Фоски на чтениях 2017 года.

5

Цель апрельских юношеских чтений заключается в организации площадки для встречи людей разных возрастов, заинтересованных в глубоком понимании реальности, в умении осваивать сложные тексты и создавать адекватные концепции анализируемой реальности. Основа такого понимания заключается в выработке умения воспринимать текст не как безгласный объект анализа, а как вступающую в общение личность.

Суть такого подхода раскрывается в статье Татьяны Касаткиной «О субъект-субъектном методе чтения» (Новый мир. 2017. № 1. С. 126-144). В ней, в частности, говорится следующее: «Мы выросли в ментальной системе, которая предполагает, что чем меньше личность участвует в научном/познавательном процессе, тем этот процесс более достоверен. То есть та наука, как она существует сейчас в подавляющем объеме, решительно исключает из себя участие именно личности. Причем исключение личности познающего есть лишь следствие первоначального исключения из процесса личности познаваемого. Меж тем для гуманитарного знания такое положение дел является сокрушительным, поскольку методология гуманитарного знания принципиально требует субъект-субъектных отношений между познаваемым и познающим, а не субъект-объектных, при которых предполагается исключительно страдательная позиция объекта, подвергающегося воздействию, но не вступающего во взаимодействие».

Чтения 2017 года.

6

Основная форма участия в чтениях – научный доклад, на представление которого отводится десять минут. Доклады всех выступающих анализируются членами Экспертного совета чтений, в который в разные годы входили и входят учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ п. Пола Парфинского района Новгородской области, заслуженный учитель РФ Ирина Евлампиева, доктор филологических наук Софья Каганович, кандидат филологических наук Николай Подосокорский, секретарь Российского общества Достоевского Наталья Шварц, правнук писателя Дмитрий Достоевский, преподаватель технологического института «Fermo Corni» Кристина Росси (Модена, Италия), преподаватель лицея «Liceo Scientifico Statale “Augusto Righi”», экс-председатель Ассоциации учителей Италии Фабрицио Фоски (Чезена, Италия), философ, переводчик с французского Арина Кузнецова (Париж), кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы НовГУ им. Ярослава Мудрого Ирина Абрамовская, старшие научные сотрудники отдела теории литературы ИМЛИ им. А.М. Горького РАН Анна Гумерова и Валентина Сергеева и др.

В июне 2009 г. Юношеские чтения получили гриф «Российская Академия Наук. Институт мировой литературы им. А.М. Горького». Участники апрельских чтений, чьи доклады признаются экспертным советом наиболее подготовленными, участвуют в юношеской секции Международных старорусских чтений «Достоевский и современность», проходящих ежегодно в мае.

Чтения 2017 года.

7

Многие годы чтениям оказывали финансовую поддержку различные российские фонды и отдельные филантропы – благодаря им в чтениях могли принять участие дети из отдаленных сел и деревень Новгородской области и других регионов. Так, в 2006-2011 гг. чтения проходили при финансовой поддержке Фонда Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного и межрегионального фонда «Центр Национальной Славы России». В 2012 году — при финансовой поддержке Анастасии Александровны Власовой-Ягодиной. В 2013 году спонсором конференции выступил Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина (здесь хочется сказать отдельное спасибо членам КГИ Сергею Цыпляеву и Евгению Гонтмахеру). В 2014 году поддержку чтениям оказало издательство «Русское слово», а в 2017 году — Фонд «Русский мир».

Получение грантов и иной финансовой помощи было бы невозможно без активного содействия Новгородского государственного музея-заповедника в лице его генерального директора Натальи Григорьевой и заведующей его старорусским филиалом (Домом-музеем Достоевского) Натальи Костиной. Душой чтений, одним из авторов идеи их проведения и главным соорганизатором является заслуженный учитель РФ Ирина Евлампиева, уже долгие годы обучающая русскому языку и литературе детей в поселке Пола Парфинского района.

Ирина Евлампиева (в центре) на чтениях 2017 года.

8

Говоря о миссии конференции, Татьяна Касаткина не раз подчеркивала такую вещь: «Наши чтения совсем не стремятся к единомыслию. Наоборот, именно в том, что мы все мыслим по-разному, что мы пытаемся понять и услышать каждого с его точкой зрения, с его мыслями, наверное, и есть наше самое большое достоинство, которое мы никак не должны потерять и утратить». 

Татьяна Касаткина на чтениях 2015 года.

9

Все фото Николая Подосокорского.

Комментарии

Алиса Денисова
16:07 06.03.2018

Очень светлое ежегодное событие в жизни Новгородской области и русского мира вообще. Счастлива, что выросла там. Попробую в этом году приехать)

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.