Как война пришла в музей: от «разгрузки» и «перемещения» до поиска и реставрации

Как война пришла в музей: от «разгрузки» и «перемещения» до поиска и реставрации

Вчера, 2 февраля, в Новгородском музее-заповеднике прошла презентация монографии доктора исторических наук Юлии Кантор «Невидимый фронт. Музеи России в 1941–1945 гг.». Книга посвящена военной судьбе музеев от Мурманска до Владивостока — включая историю экспонатов Новгородского музея-заповедника.

pYYOOr3EXyIЮлия Кантор приехала сквозь снег из Санкт-Петербурга — несмотря на простуду и температуру. Она начала с извинений за простуженный голос, но стойко, полтора часа, говорила о книге. Хитрые вопросы («Кто виноват?») ей задавал модератор встречи – профессор Борис Ковалев, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН. А зрители тянули руки еще с десятком вопросов, даже звучали воспоминания очевидца о восстановлении Новгорода. Ведь конференц-зал был полон, много знакомых музейщиков и библиотекарей. А в конце презентации они получили экземпляры для своих учреждений. Так что, почитать книгу можно в новгородских библиотеках. Об этом позаботилось ее издательство — «РОССПЭН» (Москва»), специализирующееся на качественной научной литературе.

Из книги Юлии Кантор читатель узнает о суматошной «разгрузке» (слово «эвакуация» тогда не употреблялось) летом 1941 года, когда музейщикам приходилось делать сложный выбор – что как из музейных ценностей помещать в вагоны, число которых всегда было меньше ожидаемого. Причем – не создавая паники.

Книга – это и хроника бытового героизма персонала музеев, которые под бомбами и в голоде заботились о сохранности экспонатов. Эти же музейщики, опережая постановления партии, будили патриотизм своими выставками о славе русского оружия – (как дом-музей Суворова в Кончанском). Это рассказ об оккупантах, которых переплавляли статуи на цветмет, растаскивали экспонаты по карманам, вагонами «перемещали» все ценное в Германию, Испанию, Финляндию… Это рассказ о реставрации и возрождении. Неслучайно в книге помещены фотографии музеев и памятников до и после оккупации, включая и наш город.

 hsMkPfMwqI

В послесловии Юлия Кантор пишет, как Испания передала Новгороду крест Софийского собора и про возвращение из Германии «Служебника» 1651 года в Новгородский музей. Книга заканчивается многоточием в прямом и переносном смысле: «Дай Бог, чтобы подобных радостных, но с привкусом горечи, сюжетов становилось все больше. А чудом сохранившиеся «осколки» невосполнимых утрат – уникальные экспонаты – возвращались на свои законные места, в российские музеи, воссозданные несколькими поколениями реставраторов, искусствоведов, историков, архитекторов. Всех тех, кто в буквальном смысле своими руками восстановил связь времени и возродил из руин, из пепла национальное достояние, и тех, кто многие десятилетия не прекращал и не прекращает трудные поиски того, что казалось безвозвратно утраченным…».

Фото автора.

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.