«Мой Высоцкий»: о поэте размышляет редактор службы информации Новгородского областного телевидения

«Мой Высоцкий»: о поэте размышляет редактор службы информации Новгородского областного телевидения

От редакции. Продолжаем наш проект, посвященный 80-летию со дня рождения Владимира Семёновича Высоцкого. На него откликнулись не только наши читатели, но и коллеги. Предлагаем вашему вниманию размышления Нины Крючек, редактора службы информации Новгородского областного телевидения.

«Мой Высоцкий»: «Я к микрофону встал как к образам, нет-нет, сегодня точно к амбразуре…»

Я целых восемь лет прожила в Эпоху Высоцкого. Да, сейчас мне трудно поверить, но в самом раннем детстве я была современницей моего Кумира. Хотя в то время это, конечно, не имело никакого значения, ибо по-настоящему я стала понимать и ценить и любить его творчество намного позже. А тогда это был просто Голос из Ящика (практически «Deus ex machina — Бог из машины», да?) — из катушечного магнитофона «Весна-3», который собственно заполнял музыкальное пространство нашего дома наравне с Битлами.

Высоцкого слушал мой старший брат Сергей – центр притяжения моей маленькой Вселенной, и поэтому мое детство протекало под хулиганские, лирические, военные песни в исполнении невероятно притягательного, магически хриплого голоса в сопровождении перезвона гитарных струн…

Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров,
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от детских своих катастроф…

VVV1Старенький магнитофон был настолько дряхл, что, когда катушка подходила к концу, аппарат уже не тянул перемотку, и надо было слегка подкручивать рукой. И если потянешь слишком сильно или слишком слабо – голос неузнаваемо исказится, и я наловчилась крутить тон-в тон его неподражаемому тембру. Вот так, можно сказать, буквально всеми органами чувств я впитывала творчество Владимира Семеновича.

Неудивительно, что первые мои стихи, которые обычно приличные девочки в нарядных платьицах декламируют гостям на семейных праздниках, были вовсе не про Брошенного Зайку или Чебурашку, а про Жирафа с Антилопой, про Канатчикову дачу, или про Ваню и Зиной.

— Ой! Вань! Гляди-кось, попугайчики!
Нет, я, ей-богу, закричу!..
А это кто в короткой маечке?
Я, Вань, такую же хочу.

Восьмидесятые. Помню, как мама махала руками, шикала и ругала брата, но скорее всего, не всерьез, так как та большая, громоздкая и душная система под название «как бы чего не вышло» уже трещала по швам и давала сбои… Но осознание этого придет потом, а пока передо мной был Высоцкий пародийный, Высоцкий смешной, Высоцкий – хулиган. И в этом тоже был вызов Системе. Системе, при которой с придыханием говорилось обо всем: любви, патриотизме, жизни, труде и подвиге, появляются стихи, позволяющие себе язвить и смеяться над смертью. Да еще какой. Да еще кого!

С меня при цифре тридцать семь в момент слетает хмель,
Вот и сейчас — как холодом подуло:
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
И Маяковский лег виском на дуло.

VVV3Ведь нас учили, что партия – Ленина, паруса – алые, а классики – НашеВсе. А тут вдруг «в петлю слазил в Англетере». И это про самоубийство Есенина! Да как же так?! Нет, я вовсе не считаю, что Высоцкий плохо относился к Есенину. Или к покойникам. Просто умение говорить о том «о чем не говорят», да еще простым, доступным, народным языком был как глоток свежего воздуха среди скучных подцензурных газетно-шаблонных текстов.

Впрочем, о чем бы он ни писал, от его стихов шло ощущение очень чистой, прямой и откровенной правды. Может быть, грубой, злой, смешной, циничной, но Правды. В его словах нет ни слова лжи, неискренности, недомолвки. Каждая его песня – это целый мир, живой, настоящий, динамичный, и герои в нем – обыкновенные: воюющие солдаты, сентиментальные спортсмены, непутевые мужички или вовсе люди из «мест, не столь отдаленных».

Для меня, потом уже подросшей, юной, а затем и взрослой, стихи Высоцкого, а также любовь и интерес к его творчеству всегда являлись каким-то опознавательным знаком, лакмусовой бумажкой отношения к людям. Высоцкий продолжал оставаться для меня учителем. Учителем жизни. Старенький магнитофон брата сменился более современным – моим! — кассетным. Появились новые записи. Мне очень нравилось слушать его концерты, там, где он не просто исполняет песни, а рассуждает, общается со зрителем.

Высоцкий был индикатором настроения. Хорошо дела в школе – слушаем песенку про йога или Слухи. Плохо дела – слушаем Деревянные костюмы…

А еще мы по Высоцкому гадали – запускаешь кассету на быструю промотку, потом жмешь «стоп» и «плей». Вот какая песня выпала – такие события и ждут…

Когда вода Всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На сушу тихо выбралась Любовь
И растворилась в воздухе до срока,
А срока было — сорок сороков.

VisКогда пришла свобода и демократия, Высоцкого все полюбили, признали и оценили и стали говорить: о, да, Высоцкий! Причем, мне кажется, начали говорить те же самые, кто раньше называл его алкоголиком, наркоманом и диссидентом.

Настоящая поэзия проверяется актуальностью в любую эпоху. Настоящие стихи – это те, которые звучат так, как будто они написаны вчера или сегодня. Или будут написаны завтра.

Нам говорили: нужна высота
И не жалеть патроны!
Вон покатилась вторая звезда —
Вам на погоны.

Звезд этих в небе как рыбы в прудах
Хватит на всех с лихвою.
Если б не на смерть, ходил бы тогда
Тоже героем.

И если вы спросите, какое у меня любимое стихотворение Владимира Высоцкого, я скажу – их несколько. Но сегодня, пожалуй, это:

Я весь в свету, доступен всем глазам,
Я приступил к привычной процедуре —
Я к микрофону встал, как к образам…
Нет-нет, сегодня точно — к амбразуре.

***

Читать предыдущие материалы проекта:

Неделя с Высоцким. Вспоминаем, размышляем, признаемся в любви

Слово — читателям: о Высоцком рассказывает сотрудник Госархива Елена Вязинина

«Высоцкий.80»: о Владимире Семёновиче говорят участники предстоящего новгородского концерта

Слово — читателям: продолжаем вспоминать и размышлять о Владимире Высоцком

Комментарии

молога
18:03 25.01.2018

В 1989 в журнале “Музыкальная жизнь” была опубликована большая статья Н.Шафера “О так называемых блатных песнях Владимира Высоцкого”. Произведение больше социально ориентированное. Тем не менее, в той же «Музыкальной жизни» в начале восьмидесятых после смерти Высоцкого было самое настоящее исследование того, что он привнес в музыкальную копилку — и «р» ярко выраженное в звучании, и музыкальные параметры произведений (размеры, темп и т.п.). Не помню номера и автора, но само упоминание, казалось бы, барда или шансонье (кому как нравится) в серьезном профессиональном журнале, меня искренне тронуло, жалею, что не было возможности сохранить или переписать эту статью…

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.