Заслуженный артист РФ Анатолий Устинов: «Современный актёр должен быть универсальным»

Заслуженный артист РФ Анатолий Устинов: «Современный актёр должен быть универсальным»

24UstinovВ последнем номере «Новгородских Ведомостей» вышло интервью Людмилы Данилкиной с Заслуженным артистом РФ Анатолием Устиновым, работающим в Новгородском драматическом театре уже более 30 лет и исполнившим за эти годы более 150 ролей.

— Мне грех жаловаться. Театральная карьера удалась. Довелось поработать с разными режиссёрами, в спектаклях разных драматургов и жанров. Когда учился, мне в основном давали характерные роли. Но при этом подчёркивали, что современный актёр должен быть универсальным, уметь вживаться в любую роль. Что по мере возможности и делаю!..

— И в этом сезоне вам, Анатолий Александрович, предоставилась возможность быть разным. Осенью в первом премьерном спектакле «Змея в короне» по мотивам романа Григория Данилевского «Княжна Тараканова» вы предстали перед публикой в образе генерал-фельдмаршала, князя Голицына…

— Не совсем так. Режиссёр спектакля Михаил Мамедов в этом персонаже совместил две роли — князя Голицына и графа Панина. Оба в тот период времени были яркими государственными деятелями, но с противоположными воззрениями: Панин придерживался прозападной позиции, Голицын — пророссийской. И мне нужно было в своей роли каким-то образом совместить эти противоположности. Мне показалось, что это могло бы быть логичным только при одном условии: если бы один персонаж постепенно трансформировался в другой. И вот на допросах, лучше узнавая княжну Тараканову, я постепенно менял своё отношение к ней от неприятия до симпатии. И даже сделал мизансценический намёк, что источником всех будущих слухов об этой загадочной княжне стал именно я…

— В областной филармонии прошла реконструкция суда над нацистскими преступниками, который состоялся в Новгороде в 1947 году. «Да судимы будете» — не театральная постановка, а воссозданный по архивным записям и свидетельствам очевидцев судебный процесс, для участия в котором 70 лет спустя после его проведения были приглашены новгородцы, не имеющие никакого отношения к сцене. Профессиональных актеров было всего несколько. Вы выступали на стороне государственного обвинения. Каковы ощущения?

— Работа над этим проектом шла почти год. Он уникален тем, что практически один в один повторил суд 1947 года (естественно, в сокращённом виде). И это — первый подобный опыт в России. Вы правы, это не театральная постановка и не должна быть таковой, поскольку подмостки подразумевают игру, а нам нужно было максимально правдиво рассказать о судьбах людей, переживших зверства фашистов. Причём так, чтобы эмоции возникали преимущественно в зале, а не на сцене. Интересно было исследовать и психологию немцев.

Совместно с моим коллегой Сергеем Семенцовым мы в этом проекте выступали не только как артисты, но ещё и как режиссёры-педагоги. Вы уже отметили, что в реконструкции задействованы непрофессиональные актёры, которым нужно было помочь создать образ — не просто произносить написанные чужие слова, а увидеть всё своими глазами, пережить, а потом уже об этом рассказать. И, судя по реакции зала, нам всё удалось.

— Если эти две ваши работы связаны с историей страны, то предновогодняя роль — с любовной историей. И как вам в качестве доктора-невролога в комедии Рэя Куни «Обманщики»?

Продолжение интервью читайте здесь.

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.