Почему роман-антиутопия Оруэлла «1984» бьет в России рекорды продаж? Беседуем с новгородскими экспертами
В последнее время мне не раз доводилось слышать, как окружающие обсуждают или пересказывают друг другу книги Оруэлла. Я считала это интересным совпадением, однако в очередной раз выясняется, что совпадений не бывает.
«Форбс» опубликовал список самых продаваемых в России книг. «Из неожиданного — поднявшийся интерес к «1984» Дж. Оруэлла. В одной только сети книжных магазинов «Читай-город» было продано 46000 экземпляров этого романа», — сообщает издание. В этой сети роман вошел в список бестселлеров года.
Мы решили узнать, что думают о причинах этого интереса читающие новгородцы.
Топ-блогер Николай Подосокорский:
«Высокий спрос на роман Джорджа Оруэлла «1984» в нашей стране, на самом деле, не новость. Напомню, что еще в 2015 году эта книга попала в топ-10 самых популярных книг в России — тогда за год россияне купили 85 тысяч ее экземпляров.
Оруэлл во многом оказался пророком, причем его произведения помогают лучше понять не только XX век, но и современную жизнь. Кстати, в мае 2016 года руководитель московского бюро журнала The Economist Аркадий Островский стал лауреатом премии имени Джорджа Оруэлла в области политической журналистики за книгу «The Invention of Russia» о современной истории России от начала 1990-х и до событий последних лет.
Ежегодно в августе в Калининградской области проводится Форум имени Кафки и Оруэлла, на который съезжаются известные интеллектуалы. В 2017 году на русском языке вышли две примечательных книги: «Почему так важен Оруэлл» Кристофера Хитченса (издательство «Эксмо») и биография Оруэлла Марии Карп («Вита Нова»).
Вместе с тем, я бы не стал сопрягать антиутопию Оруэлла только с Советским Союзом или нынешней Россией — в современном мире тоталитарные тенденции проявляются почти повсеместно, хоть и по-разному. Человек становится все более беззащитным не только перед государством, но и перед транснациональными корпорациями, социальными сетями, искусственным интеллектом, всевозможными законодательными ограничениями, модными веяниями и проч.
То, что сегодня люди читают Оруэлла — замечательно! Но хотелось бы, чтобы когда-нибудь его произведения, наконец, естественным образом утратили свою актуальность и изучались лишь в курсе истории всемирной литературы».
Старший научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН Дмитрий Асташкин;
«Возможно, сейчас совпали политические ощущения автора книги из 1949 года и современного читателя. Я имею в виду начало Холодной войны.
После избрания Трампа отношения США и России еще более ухудшились, введены новые санкции. Усиливается роль Китая, который претендует на мировое лидерство. Чтобы понять будущее подобного конфликтного мира, Джордж Оруэлл создал наглядную модель – антиутопию «1984».
В романе идет вечное противостояние Океании, Евразии и Остазии, как на уровне пропаганды, так и приграничных конфликтов. Эта внешняя политика становится предлогом усилить контроль над обществом, построить тоталитарную систему, заменить свободу слова пропагандой («двухминутки ненависти» и др.). Причем в романе описано тоталитарное будущее именно в Океании (конкретно – в ее британском регионе).
Это символ того, что любое государство, даже самое демократическое, стремится к контролю своих граждан – под разными предлогами. Недавний скандал со Сноуденом это подтверждает. Так что роман является важным предупреждением – к чему приводит холодная война».
Научный сотрудник Новгородского музея-заповедника Сергей Козлов:
«Мне кажется, что популярность той или иной книги из разряда «классика» возникает по двум причинам — удачный маркетинг очередного переиздания (когда книга выходит в удобных электронных и дешевых бумажных форматах). И вторая — вирус по читательским сообществам в социальных сетях, когда все советуют друг другу что-то, возможно, подзабытое.
Но с «1984» ситуация чуть отличная, как и с Брэдбери, и Хаксли, и, что особенно радует, Замятиным. Пророческая гениальность позволяет нам видеть, что социальный прогноз не сбывается, но упорно движется в сторону самого худшего, предположенного фантастами. Возникает некий мистический трепет узнавания ситуаций и событий, совпадающих с книжными».
Заместитель директора по развитию Библиотечного центра «Читай-город» Елена Туркина:
«По моим наблюдениям, эта книга стала входить в некий условный «список взросления», куда попадают «Мастер и Маргарита», «Убить пересмешника», «Заводной апельсин», из новых — книги типа «Дом, в котором…».
Оруэлл в списке чтения взрослеющих молодых людей был и раньше, но сейчас — совсем прочно в нём обосновался. Видимо, это поколение видит нашу действительность и осмысливает её, зная, что у Оруэлла, по читательским слухам, вроде как про это написано. В общем, эту книгу надо прочитать, чтобы иметь свое мнение. И читают ведь разные ребята: и навальновцы, и путинцы, и анархисты. Делают свои выводы и — взрослеют».
Председатель Новгородской писательской организации Светлана Петрова:
«Книга действительно модная. В ней есть то самое магическое «узнавание» и себя, и многих сегодняшних социально-политических реалий. В прогрессивной молодежной и даже подростковой тусовке отсылка к Оруэллу – хороший тон, показатель того, что ты «в теме».
Но, кроме всего прочего, хочу заметить, что «1984» интересно читать. Я искренне сочувствовала Уинстону и переживала за его судьбу. Есть книги или фильмы, буквально, разодранные на цитаты, с «1984» похожая история, но только несколько в ином ключе.
Запоминаются не столько сами цитаты, сколько состояния, действия, метафоры и аллегории… Например, при словах «Старший Брат», «мыслепреступление», «министерство правды» у читавших роман возникают определенные ассоциации, и не надо долго объяснять начитанному собеседнику, что ты имеешь ввиду. Это такой своеобразный шифр, когда всем всё понятно, но… ой, ладно, не буду, а то сами понимаете – телекраны и всё такое…»
Иллюстрации: обложки книги Оруэлла