Эссе претендентов на руководство экономикой Новгородской области: часть 11

Эссе претендентов на руководство экономикой Новгородской области: часть 11

«53 новости» публикуют одиннадцатое эссе одного из претендентов на руководство экономикой региона. Тема: «Перспективы и риски экономического развития Новгородской области на трёхлетний период».

Создание благоприятного делового климата – не только и не столько тема «в духе времени», сколько цель, жизненно необходимая для дальнейшего развития таких регионов, как Новгородская область. Развитие инвестиционной деятельности, малого и среднего предпринимательства – инструменты, которые, находясь в фокусе департамента экономического развития Новгородской области, должны быть применены для ее достижения. При этом три года – срок, минимально необходимый для формирования благоприятных условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности.

В активе региона – такие преимущества, как выгодное географическое положение вблизи Москвы, Санкт-Петербурга и европейских рынков, невостребованные энергетические, земельные ресурсы, мощнейший, не используемый в полной мере историко-культурный, рекреационный потенциал, нераскрытые экспортные возможности. Именно их следует использовать как «точки приложения силы» для создания перспектив улучшения инвестиционной привлекательности области.

Некогда один из первопроходцев в привлечении крупных иностранных инвесторов, сегодня регион проигрывает соседним, экономически более развитым регионам в создании условий для ведения бизнеса. Очевиден ряд проблем, которые представляют серьезные риски для развития сферы: низкая бюджетная обеспеченность, в том числе для направления на предоставление финансовой и инфраструктурной поддержки предпринимателей и инвесторов; отток квалифицированных кадров в соседние регионы с более высокой оплатой труда – «обратная сторона медали» выгодного географического положения между «столицами»; наличие территорий, не обеспеченных инфраструктурой (например, ряд негазифицированных муниципальных районов); высокая доля дорог, находящихся в ненормативном состоянии; конкуренция со стороны соседних регионов, более развитых с точки зрения уже созданных для инвестора условий; управленческий «голод».

Представляется, что одним из первоочередных мероприятий, координируемых департаментом экономического развития, должен стать комплекс мер по формированию прозрачного, понятного для бизнеса механизма привлечения и сопровождения инвесторов, условий для ведения предпринимательской деятельности. Работу органов исполнительной власти области и институтов развития, связанную с привлечением инвестиций и сопровождением инвестиционных проектов, поддержкой предпринимательства необходимо трансформировать в процесс, ориентированный на конечных потребителей – субъектов предпринимательской деятельности, инвесторов, и, в конечном счете, население области. Цель – создание условий, при которых каждое звено системы мотивировано на получение положительного результата – привлечение инвестора и его развитие на территории региона, благоприятные условия для деятельности действующего бизнеса.

При формировании системы привлечения инвестиций представляется важным решение нескольких задач. Во-первых, переформатирование инфраструктуры поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности. Каждая из организаций инфраструктуры должна стать частью системы, при взаимодействии с которой инвестор понимает, какие функции выполняет организация, «единым окном» для каких мер поддержки (федеральных, региональных, муниципальных) или связи с каким федеральным институтом является. Важно как отсутствие дублирования функций, так и минимизация количества ситуаций, когда предприниматель вынужден «скитаться» от «окна» к «окну». Не менее важно построить подход к работе, обеспечивающий максимально быстрое реагирование на запросы инвестора. Обеспечение связной работы органов исполнительной власти и организаций инфраструктуры поддержки имеет целью и отсутствие «белых пятен» в знаниях о механизмах предоставления той или иной меры поддержки или процедуры, необходимой для бизнеса. Самый печальный исход отсутствия «стройного» подхода – уход инвестора в регион с более комфортными условиями для инвестирования.

Во-вторых, создание набора продуктов для различных инвесторов. Регион уже на уровне специализированной организации по работе с инвесторами должен быть готов предложить условия, привлекательные для иностранных и внутренних инвесторов – от консультационной поддержки до предложения различного типа инвестиционных площадок, готовых инвестиционных предложений и комплексного сопровождения инвестпроекта. Специализированная организация должна быть готова включиться в сопровождение проекта на любой его стадии и максимально оперативно ответить на запрос инвестора.

При этом совершенно очевидно, что область не сможет «тягаться» с более крупными и обеспеченными регионами, которые могут позволить себе, например, создание государственных и муниципальных индустриальных парков, технопарков и бизнес-инкубаторов. Тем более важным становится третья необходимая составляющая – выработка финансовых и нефинансовых условий для поддержки частной инициативы в этой сфере. Некоторые из шагов – дальнейшее развитие законодательной базы в целях создания налоговых стимулов для развития частных инфраструктурных объектов, а также использование уже предоставленных законодательством механизмов, таких как концессия, соглашения о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве, специальный инвестиционный контракт.

Развитие этих мер должно идти «плечом к плечу» с обеспечением прозрачных условий при строительстве и подключении любых частных объектов к сетям ресурсоснабжающих организаций – «больная тема» для большинства предпринимателей.

Четвертая возможность – активная работа региональных органов власти и институтов развития с федеральными органами власти и федеральными институтами (Фонд развития промышленности, Фонд развития моногородов, Корпорация МСП, Внешэкономбанк) в целях привлечения в регион поддержки с федерального уровня.

Все перечисленные задачи должны решаться в совокупности с применением информационной составляющей. Процесс — не стремительный: инвестиционный имидж региона подкрепляется «историями успеха» конкретных проектов, реализованных на его территории.

Развитие малого и среднего предпринимательства в регионе наряду с привлечением инвестиций должно играть ключевую роль в усилиях департамента совместно с институтами поддержки и следовать вышеописанной логике. В настоящее время федеральный тренд – проектный подход с установлением объективных показателей деятельности субъектов МСП. Микрофинансовая поддержка, привлечение гарантий региональной гарантийной организации, Корпорации МСП, иных федеральных инструментов, обучение начинающих предпринимателей, в том числе во взаимодействии с партнерскими институтами, социальное предпринимательство – мероприятия, которые доказывают свою эффективность и которые стоит развивать в регионе. На смену прямой финансовой поддержке отдельных категорий субъектов МСП уже пришли – и это то, что требует развития в дальнейшем – меры налогового стимулирования субъектов МСП.

Говоря о развитии инвестиционной деятельности и поддержке малого и среднего предпринимательства, стоит особо выделить тему экспорта. Регион, расположенный на пересечении транспортных путей и находящийся в непосредственной близости от европейского рынка, просто не может себе позволить настолько малое – особенно среди субъектов МСП – количество экспортеров. Усилия департамента должны быть, несомненно, сосредоточены на мерах, осуществляемых в рамках внедряемого в настоящее время в «пилотном» режиме Регионального экспортного стандарта. Во взаимодействии с Российским экспортным центром необходимо найти «точки роста» для развития экспорта, его диверсификации и вовлечении в него малых предприятий.

Обязательное условие выработки направлений деятельности департамента, иных органов власти, работающих с субъектами инвестиционной и предпринимательской деятельности, инфраструктуры поддержки – получение обратной связи от делового сообщества, в том числе посредством взаимодействия с общественными организациями предпринимателей.

Снижение рисков для развития, решение проблем в организации системы привлечения инвестиций и создания условий для развития бизнеса, приложение усилий в точках, где регион имеет потенциал для роста – меры, которые в среднесрочной перспективе помогут вывести регион в число лидеров по уровню делового климата.

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.