Новгородцы обсудили с Андреем Звягинцевым вопросы веры

Новгородцы обсудили с Андреем Звягинцевым вопросы веры

Мы уже рассказывали о первой теме, которую затронули новгородцы на встрече с режиссером Андреем Звягинцевым. Вчера, 15 октября, вопросы крутились вокруг разных спорных вещей, а каждый задающий их становился определенным героем вечера со своей историей.

Одна из историй – про начинающего режиссера и вообще про режиссуру. Молодой человек, для которого Звягинцев (как для него, к примеру, Тарковский) является учителем, поинтересовался, как на площадке стоит работать с детьми, что делает сам Звягинцев для раскрытия их характеров.

rezh

То, что Андрей Звягинцев долго подбирает актерский состав, наверное, уже ни для кого не секрет. Об этом можно прочитать в многочисленных интервью и рецензиях на его фильмы. К тому же в работе с артистами режиссеру помогает актерское образование. А дар актера, по его словам – быть правдивым.

Тщательный выбор касается, разумеется, и детей. Так, например, в поисках двух подростков в фильм «Возвращение» были отсмотрены 600 детей. Для «Нелюбви» – поменьше, но все же цифра кажется внушительной – 250.

И здесь вот что интересно. Матвей Новиков, сыгравший в новой картине 12-летнего Алёшу, понятия не имел, о чем фильм. Единственное, что пытался внушить ему режиссер – это состояние: «настолько тебе здесь невыносимо с ними (с родителями – прим.автора), тебе так плохо с ними». «Спросил: «А насколько плохо?» Я говорю – очень плохо, как будто не родные», – рассказывает Андрей Звягинцев. Идеи, как он отмечает, раскрывать детям абсолютно бессмысленно. К слову, даже некоторые взрослые артисты не полностью читают сценарий, а знакомятся только со своими сценами. Так было, например, с Еленой Лядовой (Катерина из «Елены»). Так вот, возвращаясь к мальчику.

Одна из сцен фильма «Нелюбовь», где мама Алёши выходит после ссоры с бывшим мужем из кухни, а ребёнок, услышав, что его хотят отдать в интернат, плачет за дверью, снималась без той самой ругани. Режиссер попросил Матвея представить себе какую-нибудь утрату. «Как у Пушкина: «Над вымыслом своим слезами обольюсь». Представить себе то, о чем ты мечтаешь, и вообразить, что этого у тебя не случится. И что он там придумал, я понятия не имею. Ребёнку задачу ставить бесполезно, нужно гипнотическим каким-то образом подвести его вместе с собою, куда нужно». И сцена случилась. Может быть, те, кто смотрел, согласятся со мной, что она – одна из самых сильных в этом фильме.

Еще одна история – об атеисте. Ну, пусть не так громко, все-таки задающие все карты не раскрывали, но скажем так, о человеке, не относящем себя во всяком случае к православной вере. «Как чувствовать себя нормальным человеком, если ты неверующий в том смысле, в каком это сейчас представлено?».

– Я, честно говоря, не задумывался об этом, а ведь действительно так: если ты неверующий, объявляешь себя атеистом, а еще, не дай бог, агностиком каким-нибудь, то ты как будто бы под сомнением… Вы же это имеете в виду?

– Абсолютно правильно.

– Что тут сказать – надо оставаться тем, кем ты являешься, потому что, без сомнения, это перекос. Мои соображения относительно «Матильды»: вот Наталья Поклонская – она ведь тоже про бога говорит, и как будто очень многие про бога. Я вот, если размышляю о боге, то уж точно не о том, о котором размышляет Поклонская. И вот эти явление на самом-то деле чистой воды перекос.

UarffMOf7Do

В эту же историю, как по наитию, вошел еще один сюжет. По законам драматургии его даже можно отнести к конфликту (единственному случившемуся на творческой встрече).

– А вы как относитесь к вере? – вдруг послышался женский голос в зале.

– Для того, чтобы нам говорить сейчас о вере, нам нужно определиться, что мы под этим понимаем, – вступил Звягинцев.

– Вы были воспитаны мамой, бабушкой, где-то прививалось вам…

– Ну а какая разница, кем я был воспитан. Мне 53 года, я советский человек. До 18 лет я ничего не знал вообще о существовании этих вопросов.

– Это особая культура, ее надо постигать, если хочешь. Или вообще не касаться ее, если не хочешь. Туда никто никого не тянет, это не секта – Русская Православная Церковь. Прикосновение к этому – оно дает благодать, и чем больше соприкасаешься, тем больше благодать.

– Вот вы меня уже зовете. Если помните, что делал и говорил Христос, то прикладывая это все к нынешней ситуации, к тому, что делает иногда церковь, что вытворяют всякие Поклонские и прочие, то ты сразу сокола от цапли отличишь. Вот, может быть, единственный совет.

Спустя пару минут, пока режиссер рассказывал о потрясшем его письме Белинского Гоголю, та женщина вновь решила напомнить о благодати православия.

– Еще Чаадаев очень сожалел о том, что Россия не приняла католичество, а приняла православие.

– А в истоке-то там один персонаж, мы всё к нему возвращаемся.

– А теперь посмотрите, что на Западе творится.

– Что творится на Западе? Вы были на Западе или вы телевизор смотрите? Извините, но я с вами не солидарен. Но ни вы меня не переубедите, ни я вас. Мы сейчас обменялись репликами. Но я бы хотел сказать, что в этом самом «треклятом Западе» есть вещи, которые было бы неплохо нам позаимствовать, в том числе те же улыбки, пожелания друг другу доброго дня.

– Это все мелочи, – заявила женщина.

– А бог, собственно, в мелочах, как говорил Гёте.

Эта дискуссия завершилась следующими историями пришедших на встречу с режиссером людей. Правда, сравнение Запада и России на этом не закончилось. Вопрос был задан и про зрителей «здесь» и «там».

Наверное, оттого, что события происходят здесь и существует непосредственная связь, затруднен часто бывает диалог. Особенно я это почувствовал уже на «Елене», а про «Левиафана» уж и не буду рассказывать, это было что-то невероятное. Что же касается западной аудитории, там удивительным образом люди смотрят фильм, как на предмет искусства, предлагающий диалог, взгляд на события. Если же случается какой-то курьёз в зале, то это, как правило, политизированные люди на Западе, которые непременно в вопросе ввернут, дескать, картина свидетельствует об упадке «путинской России»? Но этот диалог я там не поддерживаю».

Андрей Звягинцев рассказал и об одном курьёзе в нашей стране. Однажды на встрече со зрителями в Иркутске почти сразу после объявления модератором режиссера из третьего ряда вышел человек с плакатом, который гласил: «Режиссер Звягинцев – предатель Родины».

В соцсетях нередко можно встретить подобные высказывания в его адрес. Обвинения в нелюбви к русской нации, вещи из серии «он выносит сор из избы» – это все про Андрея Звягинцева, но не о нем. И вчера, отвечая на вопрос, заставляете ли вы себя жить в России, режиссер ответил:

Я даже не размышляю о том, почему я здесь живу. Я говорю на этом языке, я люблю это пространство, этих людей – они все мои родственники, мы все как бы одно тело, и я часть его. Отвечая на ваш вопрос: нет, у меня нет этих мыслей и никогда не было».

Встреча со всеми сюжетными ходами и вопросами с подтекстом собственных историй задающих их оказалась обрамлена в излюбленный Звягинцевым сценарно-режиссерский прием закольцованности. Помните, в «Возвращении» мальчишки в начале фильма прыгают в реку с вышки, а кульминацией потом становится смерть отца, который… сорвался с вышки (другой, в ином месте, но сам факт рондо трудно не заметить). И подобные переклички встречаются в каждой картине Звягинцева.

meet5

Получилось так, что и у нас конец вечера в некотором смысле перекликался с его началом. Размышляя на одну из предложенных тем, Андрей Звягинцев обмолвился об одном, по его словам, хорошем анекдоте, однако не рассказал его. И в завершении зрители напомнили об этом. Анекдот, хоть и о работе в сфере искусства, но тем не менее релевантен и к другим видам деятельности. Итак, со слов Андрея Звягинцева:

«Режиссер приезжает в другой город поставить свой спектакль. И первое – он знакомится с художественным руководителем: «Пожалуйста, милости просим. Очень рады, что вы приехали к нам. Мне, кстати, очень нравится пьеса – великолепная. Ну что, давайте, работайте, знакомьтесь с труппой. Только об одном просто заклинаю вас: Петров. Ни в коем случае не ставьте его на серьезные роли, провалит все. Ну, а в остальном – располагайтесь». Вечером он идет на спектакль, и к концу первого действия один актер показался ему очень хорошим, просто замечательным. А во втором акте – у него сцена такая мощная, ну, лучший. Спрашивает потом про этого артиста. «Ой, это Петров, Петро-о-ов – такой хороший!», – камердинер говорит (произнес восторженным шепотом). На следующий день он вывешивает распределение ролей, Петров у него в главной роли. Начинается репетиция. И Петров отменно работает, и спектакль уже просто «на мази», удался! И на генеральной репетиции делает та-а-ак, чудо как хорошо. Премьера. Первое действие. Что-то Петров как-то не добрал, одну сцену пропустил…Режиссер ходит в ложе у себя, трещит пальцами, но не решается к нему подойти. Второе действие – там очень важные сцены. Проваливает первую – просто катастрофа, вторую – ужас! И уже режиссер к концу бежит в гримерку, говорит: «Петров, ну ты что?! Ты что делаешь? Как ты? Ты все провалил!». А он (невозмутимо): «Когда вы работали – я вам не мешал».

Фото: Алексей Мальчук

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.