Мы ВКонтакте

Как режиссеру фильмов о Новгороде Татьяне Дьяконовой ангелы помогали

Ольга Лаврова
14.09.2017, 17:13
Как режиссеру фильмов о Новгороде Татьяне Дьяконовой ангелы помогали

Очень красивое событие произошло недавно в Санкт-Петербурге. Здесь презентовали фильм режиссера Татьяны Дьяконовой о граффити Георгиевского собора Юрьева монастыря. Эта работа - совместный проект Новгородского музея-заповедника и Президентской библиотеки.

Представьте себе расположенное рядом с величественным Исаакиевским собором здание Священного Синода. Построенное в XIX веке, оно поражает своей ультрасовременной начинкой. Это и есть Президентская библиотека. И вот в этих старинных стенах гости с помощью мультимедиа XXI столетия погружаются в XII век. Если говорить о связи времен, то сложно найти пример лучше.

Кстати, не только эта презентация связывает Президентскую библиотеку и Юрьев монастырь. Ведь колокольню новгородской обители возвел архитектор Карл Росси, который построил и здание Синода. Есть и еще одна ниточка: именно здесь, в апреле 2016 года, иеромонах Арсений Перевалов был избран викарием Новгородской епархии с титулом «Юрьевский», здесь же, на заседании Священного Синода, было объявлено о его хиротонии во епископа. Об этом в своей приветственной речи напомнил заместитель генерального директора Президентской библиотеки Валентин Сидорин.

IMG 1499Наталья Григорьева, генеральный директор Новгородского музея-заповедника, напомнила о важной миссии работников библиотек и музеев. Она состоит в том, чтобы «творить познавательное добро, не только сохранять и увековечивать, но и передавать добротные, верные знания другим поколениям, обмениваться исторической информацией, которая подтверждена артефактами и исследованиями». Этой высокой цели служат и фильмы Татьяны Дьяконовой.

«Татьяна любит Новгород искренне, это видно во всех её работах», - отметила Наталья Григорьева.

Перед показом режиссер поделилась впечатлениями от съемок:

«Это удивительно, когда ты сталкиваешься даже не с историей, а с мышлением. Как мыслили люди, почему и что они писали, что они хотели оставить, как они хотели взаимодействовать с тем пространством, в котором находились, как они хотели чувствовать себя частью этой истории и этого мира? …Эти фильмы помогают обращению и погружению в себя, они заставляют почувствовать связь времен».

И вот начинается фильм. Звучит красивое песнопение. Перед зрителями возникают Юрьев монастырь, Георгиевский собор, росписи, загадочные надписи на стенах.

ZGДревние граффити читает и объясняет зрителям доктор филологических наук, член-корреспондент РАН Алексей Гиппиус.

Режиссер позже рассказала о том, что сначала думала снимать одна, но все оказалось очень сложно. Прочитать граффити может только специалист, тем более что многие находят одна на другую и относятся к разному времени. Помощь ученого оказалась незаменимой.

Особенно радует, что рассказ о надписях лингвист ведет не сухим, малопонятным научным языком, а очень интересно, доступно, бережно, подчас с юмором.

Вот, например, в XII веке кто-то написал с восхищением о «диве» - дьяк Путило, хоть и крив, но знает грамоту.

Вот надпись — загадка для лингвистов. Её окружают прочерченные кресты и парус также с крестом:

b3iAzGlsUR0«Пять лес пересек»: то ли путешественник рассказывает о том, что преодолел пять лесов, то ли рыбак, порвавший пять лесок, выражает свою досаду.

А вот в центре внимания — необычные автографы под стандартным из серии «се писал такой-то». «А се Созоне писал лютый. А се Сергие писал тативый», - прочитал Алексей Гиппиус.

«Тативый - прилагательное, образованное от существительного «тать» - разбойник. Сергий и Созон в данном случае не довольствовались банальным «грешный», но обозначили себя изысканнейшими эпитетами, - отметил ученый. - И кроме того, еще ниже мы видим две буквы глаголические - «Аз» и «Слово», то есть это еще раз было начато «А се», и это очень показательно, потому что глаголица была в Новгороде достаточно хорошо известна, но использовалась как письмо для посвященных… Использование глаголицы было признаком некоторой графической изысканности. И, в общем-то, не вполне понятно, чего было больше в автографах: самобичевания или самолюбования их авторов».

Хочется отметить важную находку съемочной группы — по мере того, как текстолог объяснял ту или иную надпись, буквы и слова подсвечивались. Это было не только удобно для восприятия, но и завораживало зрителей. Подачу граффити с прорисовкой позже отметил директор Института истории материальной культуры РАН, доктор исторических наук Владимир Лапшин. «Это прекрасная подача», - сказал ученый.

news01092017 1Да, вот такие зрители собрались посмотреть и обсудить новую работу Татьяны Дьяконовой: эксперты, искусствоведы, деятели культуры Северной столицы и Великого Новгорода.

После премьеры режиссер обратила внимание зрителей на то, что в фильме уделено большое внимание не только граффити, но и фрескам.

«Когда мы дошли до самого верха собора, я сказала себе: «Ах». Мы снимали в очень пасмурную погоду, солнца не было, а здесь вдруг— солнце. Откуда? Оказалось, это фрески», - рассказывает Татьяна Ивановна.

Отметим, что этот фильм (уже четвертый из цикла о новгородских граффити) - продолжение многолетнего сотрудничества нашего музея с Президентской библиотекой. Всего же в творческом багаже режиссера 16 киноработ и сюжет об Антониевом монастыре, такой насыщенный, что сам по сути является фильмом.

После презентации нам удалось поговорить с Татьяной Дьяконовой и дирижером Василием Зварийчуком, который создавал музыкальное оформление фильма. Он хорошо знаком многим новгородцам по работе в областной филармонии.

IMG 1518С Татьяной Ивановной они сотрудничают уже давно. Работать над фильмом о граффити Юрьева монастыря, по словам музыканта, было очень интересно. Нужно было так подобрать музыкальные произведения, чтобы они были малоузнаваемыми, но при этом подчеркивали видеоряд и усиливали его эффект. Василий Степанович открыл нам секрет — там, где идет речь об иконописи и граффити, присутствует «скрытая колокольность», а если возникает образ, связанный с Церковью, или идет речь о чувствах — звучит хоровая духовная музыка.

«У меня замечательная команда, - говорит Татьяна Дьяконова. - Мы единое целое, мы неразделимы. Мы говорим на одном языке, мыслим одной музыкой».

Но помогают режиссеру в работе не только команда, не только единомышленники в музеях, но и… ангелы. Вот пример. Однажды, в дождливый день, Татьяна Ивановна с оператором отправились снимать церковь Спаса на Нередице.

«Приезжаем в Новгород, а там тоже дождь, - рассказывает режиссер. - И я говорю: «Ангелы, в кои-то веки я собралась в Новгород, ну разгребите тучи, займитесь своей работой!». И что вы думаете? Подъезжаем к Нередице — дождь прекращается. Мы отсняли планы снаружи, и вдруг я вижу, что дверь-то открыта! Замка нет, храм работает. Внутри служительница, которая нас уже знает. Я прошу ей разрешить доснять несколько планов. А она: сейчас у меня обед, я вас тут закрою, работайте…».

И мы остались одни в этом храме! Один на один с XII веком… И я говорю: «Ангелы, я слышу шелест ваших крыльев...».

a9eXHKpKO5sВозвращаясь к теме граффити, Татьяна Ивановна говорит о том, что человеку необходимо чувствовать себя единым целым со средой, ощущать себя в пространстве. Эту потребность люди выражают по разному. Агрессивный человек, который не знает, как себя выразить, бьет телефонную будку или пишет скабрезность на стене. А когда у людей хорошее настроение, они вынимают из кафе столики и стулья на улицу или садятся на газоны, потому что им необходимо быть в общности с пространством, с городом.

Так и в граффити — люди выражают себя по разному. Кто-то в молитве, кто-то в просьбе, кто-то в насмешке, кто-то в замечательном рисунке.

Режиссер рассказала также о том, что в последнее время сама взяла в руки камеру и села за монтажный стол. «Я думаю камерой, ощущаю через неё энергию», - говорит она. А монтаж позволяет найти в фильме такие пласты, которые нельзя прописать ни в одном сценарии.

Мы спросили Татьяну Ивановну, не заинтересовали ли её известия с раскопок в церкви Благовещения на Рюриковом городище, где этим летом нашли интереснейшие граффити. Конечно, заинтересовали. Но пока нужно завершить фильм о псковском Мирожском монастыре, - ответила режиссер.

Добавим, что в обозримом будущем работы Татьяны Дьяконовой смогут увидеть новгородские зрители. Состоится фестиваль, на котором представят всю линейку фильмов Президентской библиотеки о Новгороде. Но их можно посмотреть и сейчас - на сайтах Библиотеки и музея.

Также впереди посвященный книжности и письменности проект «Слово», в рамках которого сотрудникам Президентской библиотеки предстоит работа с новгородскими берестяными грамотами.

Фото: Ольга Лаврова, Павел Власов, кадры из фильма, сайт музея-заповедника. 

                                                                                                                                                                                                       
Просмотров: 461
Комментарии

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу.

Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами.

Читайте также
26.09.2017   26.09.2017
День за днем: 26 сентября