Список Шпиндлер: ученые рассказали о судьбе старорусской еврейки, которая в годы войны сдала полицаям даже своих родных

Список Шпиндлер: ученые рассказали о судьбе старорусской еврейки, которая в годы войны сдала полицаям даже своих родных

На днях профессор НовГУ Борис Ковалев, доценты НовГУ Дмитрий Асташкин и Елена Кокконен приняли участие в V международной конференции «Рижский форум – 2017», которая в этом году была посвящена теме «Холокост и современный радикализм». Организаторами форума стали Европейский центр толерантности, Общество «Шамир» (Латвия), Музей Рижского гетто и Европейский центр развития демократии (Россия). На мероприятии выступили более 40 ученых из России, США, Латвии, Литвы, Белоруссии, Израиля, Великобритании, Германии, Венгрии и других стран.

Как пояснил нашему изданию организатор конференции, раввин Менахем Баркан: «Тема Холокоста такая же неисчерпаемая, как права человека. На конференции мы пытаемся поставить их рядом. Многие войны, трагедии и начинаются с того, что попираются права человека. В начале 20-го века мир забыл, что человек – основа всего. И наступило время массовых убийств целых народов. Это и геноцид армян, и Холокост, и другие трагедии. Мы здесь пытаемся не только сохранить память о жертвах Холокоста, но и сказать об опасности нарушения прав человека в современном мире. Поэтому мы поставили в программу доклады о росте экстремизма и ненависти в Европе. Это проблема многих стран и многих народов».

На конференции Дмитрий Асташкин сделал доклад о суде 1960 года в Смоленске над пятью полицаями, которые заживо сожгли более 500 человек в гетто города Велижа. Это первый подобный суд, показанный по телевидению на весь Советский Союз.

Елена Кокконен рассказала об уничтожении евреев в Старой Руссе через одну парадоксальную судьбу. Это рушанка Зинаида Шпиндлер, которая из жертвы стала свидетелем, из свидетеля – преступником. Во время оккупации Шпиндлер сменила фамилию мужа на девичью (Иванова) и устроилась на работу в полицию, которая занималась арестом старорусских евреев, в том числе и ее родственников по мужу. Затем евреев и их русскую родню уничтожали.

Да, в полиции Шпиндлер-Иванова избежала казни и спасла малолетнего сына (еврея по отцу). Но она предала как собственных родственников, так и соседей-евреев. Уже после освобождения Старой Руссы Зинаида в числе первых стала давать показания о преступлениях оккупантов и Холокосте. Ее приговорили к 15 годам лишения свободы и в 1955 году освободили по амнистии.

Доклад Бориса Ковалева тоже был посвящен Старой Руссе. Как он рассказал нашему изданию: «Я говорил о неудачной попытке поставить в Старой Руссе мемориальный знак жертвам гитлеровцев — замученным советским военнопленным и еврейским жителям города. Да, у нас много памятников героям войны. Памятные знаки на месте сожженных карателями деревень в 1960 — 1970 годы появлялись зачастую по инициативе сотрудников КГБ, расследовавших дела тех самых карателей. В перестроечное время появились памятники героям-жертвам (Вторая ударная армия). Но не увековечены у нас в должной мере другие жертвы войны: советские военнопленные, евреи, цыгане, умалишенные».

20170905 120020

В докладе Борис Ковалев проследил семилетнюю хронику споров вокруг памятника в Старой Руссе. Еще в 2010 году еврейская община хотела выделить на него средства, от журналистов города поступило контр-предложение сделать «общий памятник» на общие деньги. Как писали тогда «Новгородские ведомости», «Обе идеи заблудились где-то на углу исторической правды и целесообразности».  В итоге споры кончились тем, что памятника жертвам в Старой Руссе нет до сих пор. Ни национального, ни общего. Помешали одному, не построили другой.

Услышав доклад об этом, участники конференции в Риге забеспокоились. Они ведь историки и отлично понимают важность памяти и мемориалов. Спросили – чем помочь? Борис Ковалев ответил в том смысле, что помочь Старой Руссе может только Старая Русса.

Добавим, что тему военных преступлений Борис Ковалев и Дмитрий Асташкин исследуют на базе Научно-исследовательского центра НовГУ при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в проекте «Советские судебные процессы над военными преступниками в 1943-1991 гг.: цели, функции и эффекты избирательной медиатизации».

Фото 1 — очередь за пропусками в комендатуру в Старой Руссе, сайт etoretro.ru; фото 2 — пресс-центр НовГУ

Комментарии

Максим
17:20 14.09.2017

«Во время оккупации Шпиндлер сменила фамилию мужа на девичью (Иванова)». Далее, «Шпиндлер-Иванова избежала казни и спасла малолетнего сына (еврея по отцу)». Так что заголовок не корректен. Она не еврейка.

nozhikov yuriy aronovich
04:05 08.01.2019

moy ded noczhikov chaim elizarovich

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.