Пятницкий раскоп в Старой Руссе удивил еще одной таинственной находкой
17.08.2017 в 07:20
На Пятницком раскопе в Старой Руссе археологам попалась «совсем необычная находка», — сообщает Павел Колосницын.
Вначале её взяли, как кусок обработанной кости, с просверленным отверстием и полированной поверхностью, рассказывает учёный. Но уже в лаборатории обнаружили не только трещины, но и процарапанные буквы.
«Буквы видны не очень чётко, и при прочтении получается какая-то абракадабра, но надеюсь, что позже станет понятнее», — говорит археолог. Добавим, что в комментариях к посту Колосницына его читатели уже разглядели цифру XVII.
Сама же находка датируется первой половиной XIV века. Вероятнее всего, этот предмет долгое время носили на шнурке, как амулет.
Фото: Алексей Баринов
Скорее всего это частица мощей, Паш. Монограмма святого или имя. Может быть и греческими буквами. В в XIV веке каждый знатный род старался разжиться семейной святыней. слышал что-нибудь о кресте-мощевике Нащокиных с фалангой пальца святого Пантелиймона ? Размер этого дубового креста, в котором хранилась такая крупная святыня — 29 на 10 см, с обеих сторон он украшен серебряным позолоченным окладом.
Ученые — искусствоведы, реставраторы, — долго спорившие о датировке креста, сегодня почти уверены, что он происходит из Новгородских земель первой половины XIV века. По форме крест восходит к ранним византийским образцам, к реликвариям Истинного Древа Креста Господня. По их мнению,на рубеже XV-XVI столетий святыня была обложена серебряной сканью тоже новгородскими мастерами с участием московских умельцев. Так вот там есть утраты. Нечто крепилось на воске в перекрестье, нечто было на пурпурной ткани, пропитанной, предположительно, кровью святого.
Попроси УМВД, пусть посмотрят,человеческая ли кость и есть ли следы воска на плоской части?Потом свяжись с к.и.н, заведующей отделом прикладного искусства Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Светланой Гнутовой.
Бог в помощь.
Ей-ей это мощи с какого -то или ковчежца или из энколпиона
А вот еще интересная циатата: «Здесь хощу сказать вещь, невиданную в России. Во св. Горе Афонской соблюдается обычай от древних времен откапывать кости умерших чрез три года после смерти. Которых кости обретаются желтые и светлые, яко восковые или елейные, противного запаха не испущающие, а иногда и благоуханные, те признаются за людей богоугодных; сии кости тлению не предаются. Которых кости обретаются белые, трухлявые, истлевающие, о тех полагают, что находятся в милости Божией. Кости черные, овые же и смердящие, признаются за кости людей грешных. О таковых более творится поминовение, и братия молятся, чтобы Господь даровал прощение грехов их. Овогда обретаются тела не истлевшие, целые, но черные и смрадные; сии признаются за людей, связанных родителями или духовными отцами, т.е. находящихся под клятвою … Такой обычай имеется и в Молдавии, такожде в Валахии, в Болгарии и по всей Греции; токмо не повсюду открываются тела умерших чрез три года после смерти, а чрез большее количество лет, например, в Молдавии чрез семь лет» Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Землѣ: Постриженника святыя горы Афонския инока Парфения, Том II, с. 189-191
В Россию значительное число мощей было привезено греческим духовенством в XVII в.
В их числе были и подделки
В московском княжестве в эту пору мощи и омывали и воду с того омовения пили, и водку опускали , и елей ими освящали …Явно из дворянских родов реликвия.С дырой- то для снурка.В девятнадатом веке знать на мощах и вовсе того…вон Миклуха Маклай череп одной из своих дам хранил как реликивию.