Судьба лётчика-разведчика, достойная романа, стала известна холмским поисковикам
Холмская газета «Маяк» рассказала о судьбе экипажа самолета Пе-2, разбившегося возле деревни Каменки во время войны.
На месте падения самолета поисковики обнаружили много мелких частей. На одном из обломков была красная звезда — свидетельство того, что самолет был советским. Номер двигателя читался недостаточно хорошо, но всё же благодаря ему удалось установить список экипажа. В него входили командир звена, капитан Анатолий Вуколович Сердюк, штурман звена, капитан Василий Акимович Дегтярев, воздушный стрелок, радист, старшина Степан Петрович Шилов.
Статья Елены Александровой повествует о судьбе Василия Дегтярева, который родился в 1915 году в Тамбовской области, в 1940-м закончил Мелитопольское военное авиационное училище и с 22 июня 1942 года участвовал в боевых операциях.
23 марта 1943 года Дегтярев был награжден орденом Красного знамени. А на следующий день экипаж получил сложное задание углубиться в тыл врага, сфотографировать объекты и сообщить открытым текстом о том, что будет обнаружено на шоссейных и железных дорогах, аэродромах и станциях.
Маршрут был такой: Новгород-Сольцы-Старая Русса-Тулебля-Парфино. Затем по реке Ловать на юг до Великих Лук. Далее: Новосокольники-Идрица-Псков-Порхов-станция Дно-аэродром Гривочки.
Группа из четырех «мессершмиттов» атаковала Пе-2 уже в то время, когда самолет повернул на Порхов. Немцы имели преимущество не только в количестве, но и в высоте. Но, несмотря на это, наш Пе-2 сбил один из немецких самолетов. Остальные три пошли вслед. Вероятно, горючее у них было на исходе.
Пе-2 долетел до аэродрома Гривочки (на фото), сделал фотографии аэродрома с зенитными батареями и сообщили об этом по радио. Полёт подходил к концу, когда штурман заметил, что с северо-запада им вдогонку быстро набирают высоту четыре истребителя. Это были «Фокке-Вульф-190». Они открыли по Пе-2 мощный пулеметный огонь. Наши летчики вступили в бой и сбили одного из преследователей. Но другой попал снарядом в центральный бак нашего самолета. Несмотря на это, разведчики продолжали вести огонь.
Самолет горел и рассыпался, но прыгать было нельзя, ведь внизу — вражеские войска.
Пе-2 ударился консолью крыла о землю, прокатился несколько метров и застрял в окопе. До линии фронта оставалось меньше километра.
Стрелок Степан Шилов вытащил штурмана Дегтярева из кабины и помог ему проползти несколько метров в сторону. Самолет пылал, а фашистский летчик продолжал стрелять с воздуха до тех пор, пока боевая машина не взорвалась. Кстати, поисковики проследили и судьбу этого немца — позже он погиб.
Тяжело раненный Василий Дегтярев пришел в себя на следующий день среди советских военнопленных. Назвал себя в плену вымышленным именем — Виктор Березин. 1 июля 1943 года он бежал из плена, но был пойман. Затем его отправили в Лодзинский лагерь, где находились советские летчики. При подходе советской армии к Варшаве Дегтярева вместе с другими военнопленными перебросили в Кенигсберг.
В марте 1945-го Василий Дегтярев опять бежал, снова был схвачен и на этот раз посажен в центральную политическую тюрьму в Праге. Оттуда он освободился 5 мая.
После войны Василий Акимович вернулся в родное село в Тамбовской области, работал учителем в средней школе.
Материал подготовлен по статье Елены Александровой, газета Холмского района «Маяк».