Судьба лётчика-разведчика, достойная романа, стала известна холмским поисковикам

Судьба лётчика-разведчика, достойная романа, стала известна холмским поисковикам

Холмская газета «Маяк» рассказала о судьбе экипажа самолета Пе-2, разбившегося возле деревни Каменки во время войны. 

На месте падения самолета поисковики обнаружили много мелких частей. На одном из обломков была красная звезда — свидетельство того, что самолет был советским. Номер двигателя читался недостаточно хорошо, но всё же благодаря ему удалось установить список экипажа. В него входили командир звена, капитан Анатолий Вуколович Сердюк, штурман звена, капитан Василий Акимович Дегтярев, воздушный стрелок, радист, старшина Степан Петрович Шилов. 

Статья Елены Александровой повествует о судьбе Василия Дегтярева, который родился в 1915 году в Тамбовской области, в 1940-м закончил Мелитопольское военное авиационное училище и с 22 июня 1942 года участвовал в боевых операциях. 

23 марта 1943 года Дегтярев был награжден орденом Красного знамени. А на следующий день экипаж получил сложное задание углубиться в тыл врага, сфотографировать объекты и сообщить открытым текстом о том, что будет обнаружено на шоссейных и железных дорогах, аэродромах и станциях. 

Маршрут был такой: Новгород-Сольцы-Старая Русса-Тулебля-Парфино. Затем по реке Ловать на юг до Великих Лук. Далее: Новосокольники-Идрица-Псков-Порхов-станция Дно-аэродром Гривочки.

Группа из четырех «мессершмиттов» атаковала Пе-2 уже в то время, когда самолет повернул на Порхов. Немцы имели преимущество не только в количестве, но и в высоте. Но, несмотря на это, наш Пе-2 сбил один из немецких самолетов. Остальные три пошли вслед. Вероятно, горючее у них было на исходе.

vK7QbIcpR7oПе-2 долетел до аэродрома Гривочки (на фото), сделал фотографии аэродрома с зенитными батареями и сообщили об этом по радио. Полёт подходил к концу, когда штурман заметил, что с северо-запада им вдогонку быстро набирают высоту четыре истребителя. Это были «Фокке-Вульф-190». Они открыли по Пе-2 мощный пулеметный огонь. Наши летчики вступили в бой и сбили одного из преследователей. Но другой попал снарядом в центральный бак нашего самолета. Несмотря на это, разведчики продолжали вести огонь.

Самолет горел и рассыпался, но прыгать было нельзя, ведь внизу — вражеские войска.

Пе-2 ударился консолью крыла о землю, прокатился несколько метров и застрял в окопе. До линии фронта оставалось меньше километра.

Стрелок Степан Шилов вытащил штурмана Дегтярева из кабины и помог ему проползти несколько метров в сторону. Самолет пылал, а фашистский летчик продолжал стрелять с воздуха до тех пор, пока боевая машина не взорвалась. Кстати, поисковики проследили и судьбу этого немца — позже он погиб. 

Тяжело раненный Василий Дегтярев пришел в себя на следующий день среди советских военнопленных. Назвал себя в плену вымышленным именем — Виктор Березин. 1 июля 1943 года он бежал из плена, но был пойман. Затем его отправили в Лодзинский лагерь, где находились советские летчики. При подходе советской армии к Варшаве Дегтярева вместе с другими военнопленными перебросили в Кенигсберг. 

В марте 1945-го Василий Дегтярев опять бежал, снова был схвачен и на этот раз посажен в центральную политическую тюрьму в Праге. Оттуда он освободился 5 мая.

После войны Василий Акимович вернулся в родное село в Тамбовской области, работал учителем в средней школе. 

Материал подготовлен по статье Елены Александровой, газета Холмского района «Маяк».

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.