В Великом Новгороде дотанцевали «Уровни движения»

В Великом Новгороде дотанцевали «Уровни движения»

Сегодня, 6 августа, V фестиваль перформанса, импровизационного танца и физического театра «Уровни движения» подошел к концу. Вместе с ним завершилась и двухдневная лаборатория «Самодеятельный танец» от Алексея Ачё.

В начале дня мы, как обычно, разминались. Из нового – покатались «бананами», что неплохо проработало мышцы таза и поясничный отдел позвоночника. Оставшееся время, как водится, заполнил танец. Тот, что сам по себе, сам в себе и с эффектом «зритель есть, но в то же время его нет».

d1

Решив участвовать в фестивале, мне думалось, что мы будем разучивать разные хореографические связки. Но «Уровни движения» оказались куда более самобытны, чем я предполагала. Самодеятельный танец предполагал абсолютное авторство исполнителя. Ну, то есть в прямом смысле ты сам его делал и был прав в своих движениях. И когда одна из девушек спросила Алексея, «зачем вообще нужен танец человеку?», перформер абстрактно ответил: «Я не знаю, что такое «нужно», что такое «танец» и что такое «человек».

Так, ясно. В голове сразу зазвучал отрывок из фильма «После прочтения сжечь», ставший мемом:

Нет, конечно, не все так плохо в нашем случае. Физические тренинги, подобные тем, через которые мы прошли, используются во всех театральных школах, и основное их призвание – освободить от зажимов. Это да, здесь можно поставить галочку. Алексей, к слову, заявил, что их эстетика (их – перформеров?) нацелена на разрушение театра как формы, и плюс к этому осторожно провозгласил: «Искусства не станет, зрителя не будет. Когда-нибудь жизнь станет искусством». Привет, авангард, виват, модернизм!

Осознанно познавать пространство телом — хоть и здорово (и, по моему мнению, полезно), но какой-то теории мне не хватило. С другой стороны, Алексей, конечно, еще в первый день обозначил, что он не учить приехал, а показать. И раз уж у нас тут все такое самодеятельное, постараюсь сама и затеоретизировать происходившее.

d2

Что ж, очевидно, что перформанс – это неклассический тип текста, а, значит, одна из его задач – деконструкция прежних, «устаревших» форм. И эти слова «жизнь станет искусством», разумеется, тоже не из неба взялись. Мне, например, вспомнился Джон Кейдж (композитор-авангардист, родоначальник хэппенинга), который утверждал, что искусство и жизнь – это одно и то же, и между ними нет границ: «Искусство – не бегство от жизни, а вход в нее». То есть, расплясывая по-всякому в пределах выставочного зала в «Диалоге» после предисловий Алексея о том, что не надо искать чьего-то взгляда, мы в некотором смысле стерли для себя необходимость в актерах и зрителях как таковых. Правда, здесь в моих умозаключениях есть несостыковочка. Перформанс, насколько мне известно, не отрицает роль зрителя, более того, между исполнителем и смотрящим есть дистанция, как в классическом театре.

Еще больше я запуталась, когда Алексей объявил о том, что на вечернем показе нам нужно будет выбрать зрителя, который в свою очередь скажет, сколько нам танцевать (в пределах 15 минут) и станет следить за действием и временем. Так зрителю все-таки быть?

11 перформеров выстроились в ряд. 11 перформеров разбрелись со своими «смотрителями» по залу. 11 перформеров начали чудить: кто-то пять, кто-то десять минут. И вот это все уже смахивало на перформанс, как акция «один для всех и все для одного». У зрителей, как и у исполнителей, была свобода действий: они могли перемещаться по залу, как хотят, наблюдать за другими. Однако практика все же показала, что как бы ты сам не отстранялся от зрителя (довольно естественным образом в процессе танца), он упорно будет следить только за тобой, исходя, видимо, из привычной всем логики: «Ведь для меня танцует, как-то неудобно будет, если я уйду».

d3
d4

В любом случае со стороны это выглядело необычно, как, наверное, и полагается в перформансе. И уж если совсем просто ко всему этому подходить, то, по крайней мере, эти выходные выдались насыщенными и пополнили копилку разнообразного опыта.

Фото автора (фото ниже – выступления профессиональных хореографов, перформеров); видео: Youtube-канал

Комментарии

пурген
08:19 07.08.2017

В западных психотехниках работы с аутистами , основанных на тех же приемах театрального мастерства , используемых для раскрепощения перед тем как войти в образ другой личности этот персонаж называется свидетель, а не » смотритель».
Маргарита, а зрачки, часом, у этого постмодерниста-философа не расширены?
И вопрос о лицензии на тренерскую деятельность , об уровне и степени образования Ачё остается открытым…

пурген
08:26 07.08.2017

С философией вопросов нет.Хоть постмодерн, хоть наркотический бред- это дело личное.А вот лицензия и кто ее выдал- вот это интересно!

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.