В Великом Новгороде дотанцевали «Уровни движения»
Сегодня, 6 августа, V фестиваль перформанса, импровизационного танца и физического театра «Уровни движения» подошел к концу. Вместе с ним завершилась и двухдневная лаборатория «Самодеятельный танец» от Алексея Ачё.
В начале дня мы, как обычно, разминались. Из нового – покатались «бананами», что неплохо проработало мышцы таза и поясничный отдел позвоночника. Оставшееся время, как водится, заполнил танец. Тот, что сам по себе, сам в себе и с эффектом «зритель есть, но в то же время его нет».
Решив участвовать в фестивале, мне думалось, что мы будем разучивать разные хореографические связки. Но «Уровни движения» оказались куда более самобытны, чем я предполагала. Самодеятельный танец предполагал абсолютное авторство исполнителя. Ну, то есть в прямом смысле ты сам его делал и был прав в своих движениях. И когда одна из девушек спросила Алексея, «зачем вообще нужен танец человеку?», перформер абстрактно ответил: «Я не знаю, что такое «нужно», что такое «танец» и что такое «человек».
Так, ясно. В голове сразу зазвучал отрывок из фильма «После прочтения сжечь», ставший мемом:
Нет, конечно, не все так плохо в нашем случае. Физические тренинги, подобные тем, через которые мы прошли, используются во всех театральных школах, и основное их призвание – освободить от зажимов. Это да, здесь можно поставить галочку. Алексей, к слову, заявил, что их эстетика (их – перформеров?) нацелена на разрушение театра как формы, и плюс к этому осторожно провозгласил: «Искусства не станет, зрителя не будет. Когда-нибудь жизнь станет искусством». Привет, авангард, виват, модернизм!
Осознанно познавать пространство телом — хоть и здорово (и, по моему мнению, полезно), но какой-то теории мне не хватило. С другой стороны, Алексей, конечно, еще в первый день обозначил, что он не учить приехал, а показать. И раз уж у нас тут все такое самодеятельное, постараюсь сама и затеоретизировать происходившее.
Что ж, очевидно, что перформанс – это неклассический тип текста, а, значит, одна из его задач – деконструкция прежних, «устаревших» форм. И эти слова «жизнь станет искусством», разумеется, тоже не из неба взялись. Мне, например, вспомнился Джон Кейдж (композитор-авангардист, родоначальник хэппенинга), который утверждал, что искусство и жизнь – это одно и то же, и между ними нет границ: «Искусство – не бегство от жизни, а вход в нее». То есть, расплясывая по-всякому в пределах выставочного зала в «Диалоге» после предисловий Алексея о том, что не надо искать чьего-то взгляда, мы в некотором смысле стерли для себя необходимость в актерах и зрителях как таковых. Правда, здесь в моих умозаключениях есть несостыковочка. Перформанс, насколько мне известно, не отрицает роль зрителя, более того, между исполнителем и смотрящим есть дистанция, как в классическом театре.
Еще больше я запуталась, когда Алексей объявил о том, что на вечернем показе нам нужно будет выбрать зрителя, который в свою очередь скажет, сколько нам танцевать (в пределах 15 минут) и станет следить за действием и временем. Так зрителю все-таки быть?
11 перформеров выстроились в ряд. 11 перформеров разбрелись со своими «смотрителями» по залу. 11 перформеров начали чудить: кто-то пять, кто-то десять минут. И вот это все уже смахивало на перформанс, как акция «один для всех и все для одного». У зрителей, как и у исполнителей, была свобода действий: они могли перемещаться по залу, как хотят, наблюдать за другими. Однако практика все же показала, что как бы ты сам не отстранялся от зрителя (довольно естественным образом в процессе танца), он упорно будет следить только за тобой, исходя, видимо, из привычной всем логики: «Ведь для меня танцует, как-то неудобно будет, если я уйду».
В любом случае со стороны это выглядело необычно, как, наверное, и полагается в перформансе. И уж если совсем просто ко всему этому подходить, то, по крайней мере, эти выходные выдались насыщенными и пополнили копилку разнообразного опыта.
Фото автора (фото ниже – выступления профессиональных хореографов, перформеров); видео: Youtube-канал
В западных психотехниках работы с аутистами , основанных на тех же приемах театрального мастерства , используемых для раскрепощения перед тем как войти в образ другой личности этот персонаж называется свидетель, а не » смотритель».
Маргарита, а зрачки, часом, у этого постмодерниста-философа не расширены?
И вопрос о лицензии на тренерскую деятельность , об уровне и степени образования Ачё остается открытым…
С философией вопросов нет.Хоть постмодерн, хоть наркотический бред- это дело личное.А вот лицензия и кто ее выдал- вот это интересно!