Фоторепортаж: девушки и парни новгородского Купалья
В ночь с 7 на 8 июля прошел самый зрелищный народный праздник в Новгородской области: Купалье в Кудесовом Городище на берегу Ильмень-озера.
Традиционно гостей праздника на входе встречал сам фольклорный театр «Кудесы» с песнями и хлебом-солью. После этого, знакомого всем народного обряда, все пришедшие на Кудесову поляну сразу же попадали в большой хоровод. Этой забавой дело, конечно, не могло ограничиться – молодцы состязались в игру в ремешки да в бою шуточном показали, как могут быть тяжелы мешки.
В это же время на сцене проходило величание незамужних девушек и супружеских пар. И не случайно, ведь наступавшее 8 июля – День семьи, любви и верности.
На таком гульбище да чтоб голодали? Да никогда! Все заходили, предвкушая, в трапезную и не разочаровывались: угощали сбитнем, купаленской кашей и супом.
Когда стемнело, началась главная часть праздника – обряд «стрела» – девушка прошла по длинной череде скрещеных рук, в конце бросив венок в поле, в уходящее в закат солнце.
В это же время на поляне уже разводили огромный костер, чтобы после купания в Ильмене пройти очищение огнем.
Закончился фестиваль концертом «Малиновской банды» – такой же бесшабашной и веселой, как сам праздник.
Фото автора.
Опять ряженые устроили свой шабаш. У нас был обычай прыгать через огнь = у живущих среди нас хазар .Марина еврейка, поэтому он ей близок. Но в Библии сказано:»Посему скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: не оскверняете ли вы себя по примеру отцов ваших и не блудодействуете ли вслед мерзостей их? Принося дары ваши и проводя сыновей ваших через огонь, вы оскверняете себя всеми идолами вашими до сего дня, и хотите вопросить Меня, дом Израилев? живу Я, говорит Господь Бог, не дам вам ответа».
И сказано это задолго до рождения Христа
И красном ходили только на свадьбу –это символ всепобеждающей Божественной Любви. Кроме того, красные облачения используются в праздники, посвященные памяти мучеников и в праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя. В этом случае красный цвет облачений – это воспоминание о крови, пролитой мучениками за христианскую веру.
И никого отношения к плодородию он не имеет, в языческой культуре славян, за которую пытаются выдать этот новодел и эклектику купальских традиций из разных регионов цвет не имел своей символики. Во всяком случае научных свидетельств об этом не сохранилось.
Совершенно непрофессионально звучит и фраза «Но вспомните, была она(Церковь) когда-то против инструментов музыкальных, гуслей, например». Гусли = это один из центральных символов христианской и в первую очередь православной культуры. Это был музыкальный инструмент калик перехожих, носителей Премудрости и учителей веры, поучающих притчами.Это был иснтрумент воинов, слушающих в походах былины и старины . Стыдно таких вещей не знать. А Церковь же была против глумливых скоморошин, исполняемых на них. Не для матерных частушек псалтирь и гусли. И против купания на Ивана Купалу, который в водах Иордане крестил Христа никогда церковь ничего не имела. Если уж такое брякать в СМИ, то надо подтверждать свидетельствами и цитировать корректно. А то смахивает на грубую атеистическую пропаганду советской поры с насаждением ложной идеи двоеверия русского народа
Церковь была не против гуслей, а против непотребного их использования. И опять таки , мудрость это еще иудейская, древняя , из Исаии пророка : «Горе тем, которые с раннего утра
ищут сикеры
и до позднего вечера
разгорячают себя вином.
И цитра и гусли,
тимпан и свирель и вино на пиршествах их;
а на дела Господа они не взирают
и о деяниях рук Его не помышляют.
Народ мой пойдет в плен
непредвиденно,
и вельможи его будут голодать,
и богачи его будут томиться жаждою.
За то преисподняя расширилась,
и без меры раскрыла пасть свою:
и сойдет туда слава их и богатство их,
и шум их и всё, что веселит их.
И преклонится человек, и смирится муж,
и глаза гордых поникнут;
а Господь Саваоф превознесется в суде,
и Бог Святый явит святость Свою в правде.
И будут пастись овцы по своей воле,
и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых.
Все это больше напоминает праздник в Селоме, обычаи колена Вениаминова, из которого 600 умыкали девок у вод , танцующих в виноградниках. Уподобились Саулу, взявшего в жены дерзкую женщину .
А если среди нас и был подобный обычай, то только у древлян. Умыкали купающихся.Обычай переняли у живших поблизости хазар.
С принятием христианства данная практика была осуждена. В частности, 27-е правило Халкидонского собора (подтверждённое 92-м правилом Трулльского собора) гласит:
 Похищающие жен для супружества, или содействующих, или соизволяющим похитителям, святый Собор определил: Если будут клирики, низлагать со степени их; Если же миряне, предавать анафеме
Дело нечистое.
После этого постановления собора на Руси девок и древляне не умыкали — с Красной Горки до Ивана Купалы гуляли , девок присматривали , но уводили по сговору под венец.
Так что это-турпродукт, к русской культуре отношения не имеющий.
Разве что христианские гулянья девичьи и игры с Красной Горки до Ивана Купалы кое-какие собраны наши