Такое «Кино»… Основатель группы Алексей Рыбин о Цое, Окуловке и рок-н-ролле
21 июня Окуловка примет грандиозный рок-фестиваль «КИНОпробы», посвящённый 55-летию Виктора Цоя. Участниками станут группы Louna, «Пилот», «КняZz», «Бригадный подряд», FPG. Хедлайнеры фестиваля — «Алиса», «Кукрыниксы» и «ЧайФ». Музыканты исполнят каверы на песни Виктора Цоя. Ведущим рок-марафона станет один из основателей группы «Кино» Алексей Рыбин. В преддверии опен-эйра в Северной столице с ним встретилась журналист Диана Васина.
– Июньский Петербург встретил нас по рок-н-рольному, – дождём и балтийским ветром. Есть такое понятие — питерская погода и всем сразу становится ясно, что имеется в виду. Если говоришь о ленинградском роке, то все тоже сразу вспоминают Рубинштейна, 13, ленинградский рок-клуб и всех сопричастных — «Аквариум», «АукцЫон», «ДДТ», «Зоопарк» и, конечно, «Кино». А чем отличается ленинградский рок-н-ролл от всей остальной музыки нашей страны того времени?
– На счёт страны я не скажу, но вообще рок-явление англо-саксонское, лучше апеллировать устоявшимися понятиями. Ленинградский рок можно отнести к нью-йоркскому року, как, например, Velvet Underground, Lou Reed. Это в основе лежало давным-давно. А московский — может быть, Сан-Франциско, свердловский, может быть, Сиэтл, хотя тоже многие екатеринбургские музыканты и не знали, что играют в эту сторону по контенту, по качеству музыки, по её составляющей.
– Это значит, что в наших регионах всегда слушали абсолютно разную музыку?
– Слушали примерно одно и то же, ведь пластинок было мало. Но психологически настраивались на что-то конкретное, на какие-то стили, которые ближе по погоде, по географии.
– Говорят, что расцвет русского рока выпал на конец 80-х, начало 90-х, но и сейчас рок-музыка никуда вроде бы не делась…
– Полно сейчас рок-музыки, она цветет пышным цветом, она хорошая. Её много. Просто в медиа она ушла на второй план. То, что было в конце 80-х, начале 90-х, это кажущийся расцвет. Потому что везде её показывали, везде транслировали. Сейчас её почти нет в эфире. А количество и качество остались те же самые, даже где-то стали лучше, потому что люди научились играть.
– Но тогда это была романтика, а сейчас что, бизнес?
– Бизнес. Хотя, и в начале 90-х это уже стало бизнесом. И все, конечно, ошалели от количества денег, упавших вдруг с неба ниоткуда. Вчера мы сидели в подвале и играли рок-н-ролл, а сегодня играем ту же самую музыку, только валятся какие-то огромные тысячи.
– Огромную роль сыграло присутствие в вашей жизни и Виктора Цоя, и группы «Кино». Если бы их не было, что бы с вами было?
– Как было, так было. По другому и не могло быть, наверное, со мной. Это нормальный ход событий, естественный. Никто же никуда ни к кому не стремился и мы были абсолютно неизвестны. И Витя был никому неизвестен и не нужен. Мы просто играли то, что нравится и всё. А получилось то, что получилось.
– А как случилось, что вы сошлись в одном месте в одно время?
– Мы познакомились в одной компании, на вечеринке. Сначала просто дружили. Мы тогда играли в разных группах и параллельно, вместе с Андреем Пановым, иногда участвовали в группе «Автоматические удовлетворители». Там был всё время плавающий состав. Люди приходили, уходили. В Москву ездили играть те, кто был рядом в этот момент, кто оказался в квартире. «Поехали завтра в Москву?» «Поехали! Ты будешь играть на этом, ты на этом». И мы вместе так болтались где-то полгода, потом поехали в Крым втроем, Витя, Олег Валенский и я. И там решили — а почему бы нам вместе не играть? Собственно, так и родилась группа «Гарин и гиперболоиды», которая через несколько месяцев стала называться «Кино».
– Откуда это название?
– Ниоткуда. Оттуда же, откуда и название «Аквариум». Просто перебирались слова. Как Борис рассказывал, они просто шли по Кировскому мосту, искали название для группы. Кто-то сказал «Аквариум», Борис подумал и сказал, ну, вроде неплохое слово, пусть будет «Аквариум». Ровно так же было и с «Кино».
Мы шли по Московскому проспекту и перебирали какие-то слова. Появилось Кино, ну, пусть будет пока «Кино», а там посмотрим. И осталось навсегда.
– До сих пор у нас люди встречаются, выпивают в хорошей компании, берут гитару и что они поют? Они поют «ДДТ», песни Цоя, Борис Борисыча. Почему? Это мы так ностальгируем и не можем отказаться от нашей юности и чудесного прошлого, или это песни потрясающие и настоящие?
– Песни потрясающие и настоящие! Потому что не на продажу, а о том, что распирало изнутри, что казалось правильным. Никто ничего не просчитывал, не стремился попасть на радио, на телевидение. Все эти песни абсолютно искренни. Поэтому они так, в общем-то, и хороши. И второй момент, что всё-таки и Борис Борисыч, и Витя, и … ну, я себя не буду относить, потому что я не являюсь автором песен группы «Кино» и никогда не являлся, но все мы жили в одной компании, слушали хорошую музыку и ориентировались на очень хорошие образцы. И старались делать также. Не хуже, во всяком случае. И получалось.
– Калечка?
– Нет, не калечка. Это ориентация на хорошую и качественную музыку. Витя не снимал песни «Машины времени», он слушал Beatles, Rolling Stones, T. Rex, позже The Cure, U2. Никто ничего не копировал, просто стремились попасть в то же поле, настроение. Потом, что значит калечка? Не калечка — приёмы игры, этому нужно учиться, это нужно заимствовать, как любые приёмы ремесленные. И сейчас молодые группы как раз этим и занимаются, потому что очень много видео, очень много ютуба, очень много информации именно технической, как вообще правильно играть на гитаре, чтобы исполнять рок-музыку. И это очень хорошо, очень качественные появляются сейчас молодые артисты.
– А кого бы вы могли выделить?
– Из современных «Аффинаж», например, прекрасная группа. «Дайте танк(!)» из Коломны — команда невероятная просто, фантастическая. Если они будут работать, если будут идти правильным курсом, то группа выйдет на высочайший уровень. Много, много хороших коллективов. «Бригадный подряд», тот же самый. Ну, я не говорю про динозавров наших, которые все держатся на плаву и замечательно пишут альбомы: и «Аквариум», и «Алиса». Никто не увял.
– Говорят, что рок музыканты всегда молоды…
– Да, это так.
Рок исключает понятие возраста.
Вот так и живём в рок-музыке, я сейчас не играю, а занимаюсь околомузыкальной деятельностью. У меня огромная коллекция пластинок, которая пополняется каждый день. Накупил себе гитар хороших, дома играю.
– По сцене не скучаете?
– Нет, по сцене не скучаю. Я вообще не люблю людные места.
– Тем не менее, вы выступите ведущим большого и, хочется верить, многолюдного опен-эйра в Окуловке. Почему вписались в эту историю?
– Во-первых, потому что мне близка группа «Кино», так прямо скажем. Во-вторых, очень приятные люди, которых я вижу раз в полгода, а то и раз в два года. Встретиться, пообщаться, поговорить, может быть, зрителям сказать, чего они не знают. И посмотреть на людей вообще. И музыку хорошую послушать, конечно.
– Как вы думаете, может ли этот окуловский музыкальный марафон в перспективе стать классным большим рок-фестивалем?
– Я думаю, что это абсолютно реально. Какая разница, Петербург, или Окуловка, или Екатеринбург, или Алтай. Там тоже были прекрасные фестивали. Никакой разницы нет.
– А музыканты-то поедут?
– Конечно, поедут! Уже едут. 21 июня в Окуловке будут все звёзды нашей русской рок-музыки. Если не все, то все те, кого вы знаете и кого вы любите. Там будет невероятно весело. Гарантия — тысяча процентов!
Событие и сей персонах из лихих девяностых вызвали интерес у 380 читателей.
Н-да…Не густо для такого разрекламированного шоу. Участников-музыкантов ожидается больше, чем это число.
И это при том, что материал вынесен на заметное место и расположен на полосе с другими.Коммерческий просчет.Одна Алиса собрала бы больше