Жалобу ученицы на психологический прессинг в новгородской гимназии «Гармония» расценили как провокацию

Жалобу ученицы на психологический прессинг в новгородской гимназии «Гармония» расценили как провокацию

В мае 2017 года одна из семей учащейся восьмого класса новгородской гимназии «Гармония» обратилась к журналистам и сообщила о некорректном поведении учителей по отношению к детям. 

По словам сестры старшеклассницы, педагоги регулярно позволяют себе слишком резкую критику, которую многие расценивают как психологическое давление. В частности, она рассказала, что на проведенном в апреле родительском собрании у одной из учениц случился нервный срыв.

При этом данная гимназия занимает одно из ведущих мест в системе образования Великого Новгорода: её ученики регулярно занимают призовые места на олимпиадах и имеют высокие результаты по ЕГЭ и без особых проблем поступают в перспективные вузы.

0145Скорее всего, подобный диссонанс можно объяснить не ошибками учителей конкретной гимназии, а проблемой отсутствия педагогической грамотности в стране в целом. Ведь каждый российский ученик привык к крику, эмоциональной критике, язвительным фразам со стороны педагогов. Поступившая жалоба вполне могла бы исходить не от ученицы «Гармонии», а от ученика любой другой школы.

При этом систематически применяемое психологическое давление может иметь вполне серьёзные последствия для психики ребенка – низкую самооценку, нервозность, депрессию, уход в себя, нерешительность в будущем. Так как у детей слабо развиты защитные механизмы, чаще всего они не могут дать отпор или даже просто понять: то, что происходит – неправильно.

Одна из бывших выпускниц той же гимназии, пожелавшая не называть себя публично, рассказала, что из-за постоянного эмоционального давления на уроках немецкого языка, получила реальные психологические проблемы, сказавшиеся и на физическом здоровье. Она вспоминает:

Все сидели по выправке смирно, сложив руки и опустив глаза. Я хорошо училась, но все равно было так страшно, что каждый урок был пыткой. Учительница не так часто кричала, сколько отпускала язвительные комментарии, выдерживала долгую паузу, сверля взглядом «жертву».

Я всегда знала, что в принципе она всем нам желает добра. Но на уроках было столько стресса, что я до сих пор сворачиваю с дороги, если вижу её на улице. В 10-11 классах у меня начали выпадать волосы и пропали менструации, как сказал врач – из-за стресса в школе.

Нас так отчитывали за каждую допущенную ошибку, что я стала бояться разговаривать с незнакомыми людьми. Мне понадобились годы, чтобы хотя бы наполовину решить эту проблему».

Между тем, на актуальную претензию со стороны семьи учащейся директор МАОУ «Гимназия Гармония» Андрей Селиванов сообщил:

«Я думаю, что это заявление – провокация со стороны сестры той девочки, которая у нас учится.

Но могу сказать, что то, что детей критикуют на собраниях – вполне возможно. Делается это индивидуально. Публично – с согласия родителей. Так происходит сейчас, было десять, пятьдесят и сто лет назад. Замечания делали и будут делать. На дисциплину все всегда обращают внимание. А восприятие этих самых замечаний – вещь индивидуальная. Если девочка восприняла это как психологическое давление, значит нужно было подойти к учителю вместе с родителями или обратиться в психологическую службу, которая и решит, было ли на самом деле это психологическое насилие.

А так, сами восьмиклассники не в состоянии оценить это на нормальном уровне. У нас есть психолог, и социальный педагог, и эта проблема могла бы быть разрешима».

От себя скажем: зачастую родители игнорируют подавленность и раздраженность ребенка, списывая это на подростковый возраст, лень, плохой характер. Однако психологи убеждены в том, что взрослым необходимо крайне внимательно относится к настроению подростка, чтобы избежать возможных проблем.

Иногда психологическое давление в школе со стороны педагогов и одноклассников действительно выливается в трагедию. И именно поэтому важно знать о самом понятии эмоционального насилия, его признаках и типичных реакциях на подобное давление. Незнание о нем является банальной неграмотностью.

Статья 15 закона РФ «Об образовании»:

…дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается».

Комментарии

Валерий
10:45 13.06.2017

Давление и унижение ученика в учебных заведениях сплошь и рядом. Сам учился в 90-е и сталкивался с тем же самым, переживал стрессы, срывы, лечился. Учитель закрывает дверь и творит что хочет. После нашей школы действительно нужна ежедневная реабилитация. Если нет поддержки дома, то тогда вообще в жизни ребёнка наступает полный мрак. Судя по статье, в лучшую сторону ничего не меняется. А директору, конечно, проще обозвать ученицу провокатором, а лучше вообще выгнать её, чтобы не портила «благостную картинку» призовых мест на олимпиадах и высоких результатов ЕГЭ. Проблема серьёзная, и её нужно решать со всех позиций: почему учителя так себя ведут? почему ученики страдают? так ли нужны результаты, добытые ценой здоровья и нормальной психики? как помочь всем в этой ситуации?

Елена
23:28 13.06.2017

Пожалуй, соглашусь с директором гимназии. Где конкретика «резкой критики»? Если на родительском собрании у ученицы случился нервный срыв, присутствующие родители как это восприняли? Как допустили, или тоже участники «психологического давления»? Ответственность за психическое состояние ребенка полностью лежит на родителях и семье.

Елена
03:32 28.05.2018

Верю этой девочке ,сами заканчиваем эту гимназию. Давление на не рейтинговых учеников постоянное.Им просто доказывают что они дураки.Тянут за уши только медалистов ,а сдают ЭГЭ дети только благодаря репетиторам вот и высокий рейтинг.

Выпускница
11:18 12.12.2018

«Все сидели по выправке смирно, сложив руки и опустив глаза. Я хорошо училась, но все равно было так страшно, что каждый урок был пыткой. Учительница не так часто кричала, сколько отпускала язвительные комментарии» — абсолютная правда, не знаю работает ли она еще в школе, но Т.М. действительно реальный пример учителя, который не владеет методами гуманной педагогики, не один год потребовался чтоб восстановиться после этого ада, нельзя назвать учителем, а уж тем более педагогом женщину, которая каждый день самоутверждается за счет учеников. Призовые места достигаются за счет упорной работы с любимчиками, которых один-три человека в каждом классе, остальные же вынуждены терпеть подобное отношение. Какое там обращение в психологическую службу? К школьному психологу обращаться, который держится за свое насиженное место? Школе легче затюкать неугодного ученика, чем распрощаться с учителем с 40 летним стажем, на практике которого не одна поломанная детская душа.

Выпускница
11:25 12.12.2018

Соглашусь с комментарием Елены. А школа ведь называлась «Комплекс Гармония» — полностью оправдывала свое название, прививала и видимо до сих пор прививает комплексы не рейтинговым ученикам.

учиница Гармонии
09:53 30.01.2019

Я сейчас учусь в этой школе. То,что сказала девочка правда. На нас всегда кричат учителя ,не все,но есть такие. На их уроки не возможно ходить. Ты туда идешь не по своей воли,а по воле родителей. Я люблю школу,но некоторые уроки …
Честно говоря они портят отношение к учебе. Я раньше любила эти предметы,но учитель сменился и стала ненавидеть предмет.

Учиница Гимназии
19:49 26.06.2019

Давление в этой школе есть, иногда учителя слишком сильно стараются поддерживать дисциплину.
В моем случаи, меня ругали (при всем классе) за черную ленту в волосах, поясняя это чересчур траурной обстановкой. Все бы было хорошо если тогда у меня не умер дорогой мне человек ( И на тот момент я считала себя причиной его смерти). Когда я говорила это учителям они лишь говорили, что в день умирает много человек, и все мы когда-то умрем. После этого, я и без того растроенный человек, начала подвергаться насмешкам, из-за постоянно красных глаз и уставшего вида. После этого из-за депрессии у меня начались психосамотические боли и проблемы с давлением.
Когда я пыталась подойти за помощью, мне никто не помог, все лишь говорили учиться и не обращать внимание.
На следующий год, меня пытались привлечь к игре «Синий кит» (игра самоубийц)после этого я окончательно забросила учебу, и теперь меня хотят исключить чтобы я не портила репутацию, но они не могут (я прописана возле школы, и при моём исключении мы грозились поднять шум) так что учителя пытаются добиться чтобы я сама ушла.
Вот вам моя история, советую, если вы не любимчик и ваш средний бал ниже четверки, то готовтесь к давлению или меняйте школу

ученик Гимназии
16:09 18.08.2019

на нас и правда часто кричат,особенно на уроках труда(у девочек),немецкого языка и биологии.На биологии зачастую нас называют тупыми и т.д.
Раньше любила немецкий язык,а сейчас…так еще у нас и классный руководитель-это учитель немецкого,это просто нечто…особенно классные часы

Анна
21:28 09.01.2020

Действительно, неконтролируемое психологическое давление со стороны учителей в этой школе как было в 90-е, так по-видимому и осталось. А все ведь ради рейтингов и финансирования? Не так ли? А в те времена когда директор был сам молодым и зеленым учителем, разве вел он себя подобно учителю немецкого? Разве у него на уроках все сидели ,,по выправке смирно,, боясь пикнуть? Нет, он мог заинтересовать учеников своим предметом так, что его хотелось слушать и слушать, в учебниках главы были сухими и скучными, но даже заядлые двоечники хоть как-то, но знали предмет (и знали лучше чем немецкий, который учительница буквально вбивала линейкой в головы детей), потому на уроках был открытый диалог на равных между учителем и учениками, потому что учитель умел вызвать интерес к предмету посредством своей личности. А что сейчас…?
Деньги не портят и не улучшают людей. Деньги проявляют, раскрывают сущность человека….. вот поэтому видимо учителям из 90-х, работающим там до сих пор позволено все, потому что у них же стаж, связи, высшие образовани-я и т.п…а на их человеческие качества кто-нибудь смотрел…? Есть ли статистика у какого количества выпускников, которые в 90-е годы, когда начинался ваш эксперимент, учили немецкий с первого класса работа связана с иностранными языками? А стоили эти сотни тысяч часов страха и напряжения на уроках, того чтобы люди, которые не стали связывать свою жизнь с ин.язом (и это их право выбора), вспоминали ,,школьные годы чудесные,, с отвращением и неуважением к данной школе?

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.