Сто лет революции: Ночь музеев
В проекте «Сто лет революции» очередная публикация. Концептуально она должна была выйти 7 мая, но автор проекта решил немного сломать стройную схему. Дело в том, что в ночь с 20 на 21 мая в Великом Новгороде, как и повсюду в российских городах с развитой музейной инфраструктурой, состоялась акция, приуроченная к 100-летию Октябрьской революции. Мимо нее пройти было невозможно.
С одной стороны, в этом году «Ночь музеев», на взгляд автора, получилась по-большевистски аскетичной и на традиционный обход всех площадок у посетителей уходило меньше времени. Однако впечатления оказались ярче и конкретнее.
И, пожалуй, впервые мне, человеку избалованному посещениями культурно-массовых мероприятий, удалось по-настоящему впечатлиться происходящим на «Ночи музеев». То ли мне еще удалось застать советское, еще доперестроечное время, вживую, то ли смыслы «Искремасса» – так на коммунистическом новоязе звучит название акции «Искусство революции массам» – по-прежнему актуальны. В утиль эту историю не сдашь.
Однако в отличие от большинства участников акции, пришедших с красными бантами на груди, я испытал не благостную ностальгию, а тихий молчаливый ужас перед катком массовой культуры и политического диктата. Атмосферу эту блестяще воплотили в жизнь как сотрудники музея, так и их помощники из числа волонтеров и приглашенных актеров. Вряд ли они ставили себе такую задачу, но путешествие в 1917-й получилось.
После традиционного открытия ночи музеев, на которое я попал, к сожалению с опозданием, был выбран маршрут к «Дазрасмыгде» – «Да здравствует смычка города и деревни!». Тихий уголок Владычного двора оказался как нельзя кстати для описания колхозных реалий.
Женщина в красной косынке продавала газету «Трактор», ее боевые подруги развернули агитбригаду для сбора средств на облигацию госзайма (еще одна перекличка с настоящим), а в гараже музея оказался самый настоящий «железный конь». Помещение украшали впечатляющие плакаты, среди которых нашлось место и одному из самых известных – благодаря интернету: «Нет на свете птицы краше, чем свиная колбаса».
«Ививяк» – «Из всех искусств важнейшим является кино» – описывать бесполезно. По сюжету действа, повторявшегося каждые 40 минут, в здании лектория (по-старорежимному – в церкви входа в Иерусалим) шла как, собственно говоря, лекция о киноискусстве той поры, так и съемка фильма с участием вождя мирового пролетариата.
В роли Ленина выступил новгородский актер Геннадий Алексеев, сыграв его, таким образом, одновременно сразу в двух измерениях: в роли в вымышленном фильме и в «Искремассе». Достоверность происходившего на «Ививяке» как раз и напугала меня круче любого современного ужастика.
В детском музейном центре все было куда позитивнее. Даже название – «Республика ШКИД» – вызывало ассоциации не с совдепией, а с нормальной советской школой, в которой я начал учиться еще при Андропове. А уж содержание уроков было более чем любопытным – от демонстрации живых хищных птиц до обучения азбуке Морзе. Все-таки образование в СССР и правда было лучшим в мире.
В здании Музея изобразительных искусств посетителей встречали у входа «мужики Малевича», а вид на картину Виллевальде «Открытие памятника «Тысячелетие России» в Новгороде в 1862 году» с монархически-православным апофеозом органично перекрывали «взрывы мозга» от футуристов.
Повторюсь, читатели должны понять меня правильно: «Искремасс» был проведен сотрудниками Новгородского государственного музея-заповедника на «5+», и те, кто не были на нем в минувшую ночь, не приобрели, а потеряли. Но вернуться в прошлое лучше через музейный портал – с гарантией того, что вы участвуете в шоу, что это историческая реконструкция, а не социальная.
Фото автора.
Ну, им ли не знать, как пытались в начале 20-го века уничтожить русский православный культурный код и крепкое русское крестьянство! Работники музея, как никак.