Премьера театра «Малый»: Однажды среди себя в пустоте

Премьера театра «Малый»: Однажды среди себя в пустоте

Вчера, 21 апреля, прошло открытие XIV международного фестиваля «Царь-Сказка»/Kingfestival. Зрители увидели премьеру театра «Малый» «Однажды я исчез» режиссера Надежды Алексеевой.

teatr5«- А как увидеть пустоту?
— Увидьте самого себя, – сказал барон. – Извините за невольный каламбур».
(Виктор Пелевин «Чапаев и Пустота»)

Спектакль-открытие. Да, «Однажды я исчез» открыл фестиваль, однако при всей значимости этого события как для самого театра, так и для хроники 14-й «Царь-Сказки», релятивным именно к восприятию искусства его, это событие, не назовешь. Идем дальше.

То, что работа над постановкой шла четыре года, становясь в этом смысле достижением и открытием нового сценическо-смыслового опыта «Малого», приближает и зрителя к поискам и раскрытию еще неиспытанных текстов и подтекстов. И вот тут теплее. Но ведь зритель вправе не знать историю создания, сколько шла подготовка, более того, он, наверное, и не должен этого знать, чтобы не нарушить фундаментальное «здесь и сейчас». Еще теплее.

В «здесь и сейчас» «Однажды я исчез» ты не можешь быть просто зрителем, поскольку у тебя с самого начала появляется роль Созидателя. Созидатель наблюдает, выстраивает пойманные смыслы и, несмотря на полное погружение в многочисленные контексты, чувствует себя отстраненно, потому что параллельно создает действие внутри себя. Ловит появляющиеся вопросы и ассоциации и компилирует их в свой контекст. Спектакль-откровение? Горячо.

teatr3Спектакль-деконструкция. Часовой хронометраж спектакля уводит в безвременье. Даже то, что «отношения с пустотой» начинают развиваться на сцене, не является гарантом старта отсюда. Персонаж Марины Вихровой стучит по домам, как шаман в бубен, и импульсивно-монотонно, как шаман мантру, наговаривает «кто-то живет, кто-то собирается, кто-то встречается, кто-то прощается» и т.д. – это похоже на завязку действия, но. Но не просто так спектакль начинается с молчания и некой пустоты происходящего. Определенного временного отрезка здесь нет, как и темпоритма, который от плавных, тянущихся пластических этюдов, перескакивает на более резкие и порывистые.

То же касается и сценографии, которая постоянно меняется и перемещает из одного пространства в другое, места действия вписываются в разные контексты. Вот мы видим героя Алексея Коршунова, размеренно надевающего деловой костюм, стоя «над всеми» на столе-подиуме, который движут по кругу Марина Вихрова и Кристина Машевская. Затем – ускорение музыки, движений, и персонаж исполняет бесконечное рондо всех этих «поправить галстук», «отряхнуть брюки» и пр. «Американский психопат» Эллиса? Считывать аллюзии и смыслы в «Однажды я исчез» – пережевывать свой референс на пустоту, на страх.

Разрушая время, пространство и единый сюжетный ход, «Однажды я исчез» дает своим созидателям возможность переосмысления как нового театрального слога в частности, так и себя в целом.

Открытие-откровение, деконструкция не претендуют на право быть двумя с половиной китами спектакля. Эти, назовем их, определения – желание осмыслить сценические, художественные решения создателей.

«Однажды я исчез» показывает, как неуютно, порой страшно оказаться в самом себе. И как откликнуться на пустоту, не потеряться, увидев ее, становится испытанием.

Фото: Анна Ващило

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.