После школы снова за парту: впечатления 11-классницы от «Тотального диктанта»
В субботу, 8 апреля, новгородцы проверяли свое умение писать грамотно. Это мог сделать каждый, стоило только принять участие во Всемирной акции «Тотальный диктант 2017». Старшие участники могли прийти и доказать, что со школьной скамьи они не растеряли знания. Такой вызов подогрел интерес более молодого поколения участников — их было большинство. И хотя в школе диктанты — явление частое, не исключением стала и я, учащаяся 11 класса.
Для участия в «Тотальном диктанте» я выбирала из пяти городских площадок, где организовывается акция. Уже вечером одна из них, библиотека в Кремле, была переполнена заявками, организаторы сообщают «мест нет».
В зале оказываются люди всех возрастов. Рядом сидят бабушки, внуки, мамы, дети — все они сейчас равны, всех их ожидает орфографическое и пунктуационное испытания, не исключением стал и врио губернатора Андрей Никитин, он занял место в первых рядах. В аудитории автор уже знакомит нас с текстом диктанта, виртуально, конечно. В этот раз его автором стал известный российский писатель Леонид Юзефович. Он представляет свой рассказ в форме важнейших воспоминаний «о трех городах, с которыми связана жизнь и так же о трех реках, на которых они стоят, соответственно, части тоже три.
Новгороду достается третья часть цикла «Улан-Удэ. Селенга». Участники напряжены. «Се-лен-га?» — уточняют несколько раз из зала. Организатор подтверждающе кивает, и ознакомив нас с заполнением бланка, вызывает на сцену, нет, не диктора, и не диктовщика, а «диктатора» — именно так в «Тотальном диктанте» называется должность чтеца. В Великом Новгороде «диктатором» стал Сергей Пухачев, руководитель выставочного центра «Диалог». Очень приятный тембр голоса, должна заметить.
Началась диктовка, следя краем глаза за локтем своей соседки по парте, я понимаю, что мы обе не успеваем записывать. Зал загудел, все начиналось с «Повторите!», потом «помедленнее, пожалуйста», так продолжилось некоторое время. Вскоре, диктатор поймал оптимальный темп и волнение спало.
Сидя на этом стуле и имея «пятерку» по русскому языку, я несколько раз усомнилась в правильности поставленных мною кавычек, запятых, тире. «Орфография, вроде бы, не вызывает трудности» — подумала я, «да и текст для проверки читают нам несколько раз». Но тут настает время самопроверки. Я сижу посередине ряда и вспоминаю учительские наставления, как вдруг, позади меня пожилой мужчина спрашивает у женщины, сидящей рядом: «ПоруТчик или поручик?». Ответ женщины я не услышала, но должна признаться, что вопрос заставил меня подумать над словообразованием.
Большая аудитория на время самопроверки замолкает, как-будто в ней никого, думаю, работающие библиотеки успели по праву оценить тишину. Вот последние исправления и работы сдаются в руки организаторов. Около двух сотен листов с текстами, написанных разными почерками — и это только с нашей аудитории, интересно, кто же это расшифровывает?
Результаты написания диктанта обещают опубликовать на сайте уже 12 апреля. В этой акции я участвовала впервые и хочется сказать, что для меня этот текст оказался как интересным, так и сложным — несколько слов из словарного запаса коренных жителей Забайкалья не то, чтобы смутили, а заставили как никогда довериться прочтению и произношению диктатора. Кстати, результаты будут представлены в виде оценки — все как в школе. Свое написание я оцениваю на крепкую «четверку» — некоторые моменты заставили задуматься и даже помучаться, вспоминая то или иное правило. В любом случае, «Тотальный диктант»дал мне возможность найти свои «слабые стороны» и взяться за их устранение до начала более серьезного испытания — ЕГЭ. Так что, если вы не писали в этом году, то я просто не могу не посоветовать вам, принять участие в следующем, или даже взять ежегодную проверку грамотности в традицию.
«Тотальный диктант»: полная видеоверсия для самостоятельной работы.