Сто лет революции: все новое – хорошо забытое старое

Сто лет революции: все новое – хорошо забытое старое

1917 год: время неспокойное, происходила смена общественного уклада, тектонические подвижки в государстве, изменение самого человека. Но хочется обратиться в этой публикации нашего спецпроекта не к громким событиям, по которым достаточно часто высказывались историки, а к бытовой обстановке.

Пожелтевшие и побуревшие газеты начала прошлого столетия нам интересны не первыми полосами, а материалами в середине, а то и в конце, там, где объявления.

104Так, например, одна из любопытных находок – создание «камер примирения». О них упомянуто в №2 «Известий Боровичского Совета» за 1917 год: «примирительная камера при Мстинском Торгово-Промышленном Товариществе рассмотрела заявление шахтёра Зюзликова, получившего во время работы незаслуженное оскорбление словами и угрозой побоев со стороны рабочего Петра Иванова». Решение представителей камеры изложено в стилистике привычной в прессе лет через десять: уволить Иванова как «человека опасного и вредного».

Любопытно, но спустя сто лет камеры реинкарнировали в комнаты примирения. Так, например, ещё в 2016 году в новгородских СМИ появлялась информация о проекте комнат примирения на территории Новгородской области. Говорилось о создании семи таковых в Великом Новгороде, в поселке Панковка, Валдае, Боровичах, Чудове, Старой Руссе. Суть этих примирительных комнат отличается от старых по ряду нюансов. Например, первый и самый главный: они привязаны к местным загсам с рассмотрением преимущественно семейных дел и имущественных споров. Следующее существенное отличие от комнат прошлого века – то, что в решении споров участвует медиатор – человек, который не принимает каких-либо решений сам, а лишь направляет спор в конструктивное русло.

Дела семейные в то время вообще занимали немаловажное значение. Пусть не 1917-й, а 1910, но все же: газета «Холмитянин» в разделе объявления опубликовала «Ищу подругу жизни. Посвящу ей лучшие годы своей жизни».

304Годом позже «Холмитянин» обращает на себя внимание еще одной вечной, но притом специфичной темой для нашего региона. Вот публикация о состоянии переправы через реку Ловать. Мост из-за лесопромышленников пришлось отвести, так как по реке постоянно «уже шестой день сплавляется лес». Автор говорит о длительности ожидания переправы, о паводках весной. Банально, если сравнить с современностью. А ведь через Ловать протянуты мосты, есть плотина. В этом году также возможно подтопление отдельных участков.

Ну и напоследок винегрет из нескольких объявлений, которые также примечательны. В 1917 в изданиях продают, например, рояль, книги и игрушки (№30 «Народный труд», Боровичи). В №44 этого же издания кто-то продаёт берданку и патроны к ней, тут же – граммофон и «более 100 пластинок».

804Неожиданно часто, даже учитывая, что на дворе Первая Мировая война, встречаются объявления о пропаже боевых наград. В №39 номере «Народного труда» в октябре 1917 года разместили объявление о потере «двух Георгиевских крестов 3 и 4 степени». Похожее объявление появляется в «Волховском листке» тоже 1917 года: в №3579 «утерян Георгиевский крест 4 степени». Может быть, эти кресты были потеряны, а может, украдены. Никто не узнает спустя сто лет.

Вероятно, граждане изначально не соблюли три совета, которые были опубликованы в «Мстинской волне» в 1916 году в очень странном объявлении, обращенном, видимо, от автора газетного детектива к читателю: «Если тебя мой «страшный вор» взволновал и напугал, я тебе дам три совета: почитай Евангелие; не ложись поздно; не ложись один».

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.