Об «академиках» за «станком»
– А эту комнату в доме я отвел под библиотеку.
В этом шкафу Шекспир, Шиллер, Гете, Байрон.
Ну, а на этом стеллаже – книги для чтения.
Вызвало улыбку? Но почему не вызывают улыбку иные подобные случаи?
Например, кто из нас не наблюдал ситуации, когда ученик демонстрировал и легко воспроизводил правила грамматики (называл Шекспира) и при этом не учитывал и даже нарушал их в письме, писал с ошибками (читал [ли?] совсем не Шекспира)? Или вызубривал формулу, теорему, но не мог применить их при решении задачи. С подобного рода проблемами преподаватели и учащиеся сталкиваются не одно тысячелетие.
Психологи объясняют это явление наличием проблем, обозначенных «мудреным» латинским словом экстериоризация – процесса перевода информации, действия из внутреннего (умственного) плана во внешний (практический). Объяснение есть. Но как этого добиться реализации разрешения этой проблемы?
Один из возможных путей апробируется в Новгородском филиале РАНХиГС при президенте РФ. В науке его называют дуальным образованием. Разработанная, внедренная и законодательно утвержденная в Германии эта технология обучения была признана и названа эталонной Европейским Союзом. Возможности и необходимость внедрения дуального образования в нашей стране обсуждались на заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив (АСИ). Инициатива получила одобрение и поддержку президента Российской Федерации.
Суть дуального образования заключается в осуществлении и специальном обучении, подготовке студентов к экстериоризации теоретической информации. Полученные ими знания не должны оставаться во внутреннем (умственном) плане. Будущие специалисты обязаны научиться использованию и применению их в производственной деятельности, на практике. И осуществляется это не посредством работы с кейсами, решения «книжных» задач из учебников, а непосредственно в реальной работе организации. При этом в отличие от традиционных разовых приглашений бизнесменов и практиков дело не ограничивается их трюизмичными размышлениями и рассказами о своем научно необоснованном практическом опыте и риторическими наставлениями, которые затем растворяются в текучке дел. Теперь профессионалы приходят для выявления точек соприкосновения своей организации со студентами и Академией, заключения конкретного договора о намерениях, составления четкого плана совместных действий. Главная цель взаимодействия для руководителей – привлечение новых современных знаний студентов, их критического гибкого мышления в практику работы своей организации, а у «академиков» — самореализация и апробация своих возможностей и способностей в конкретных действиях на производстве.
В этих целях Новгородский филиал приступил к реализации проекта на базе Новгородского Агентства регионального развития (АРР). Возглавляет эту успешную организацию, франшизу которой приобрели компании в 23 регионах РФ, выпускник РАНХиГС Юрий Весельев.
Формы взаимодействия вуза и АРР достаточно разнообразны. Приведем одну из них. После изучения в курсе психологии управления понятия «управленческого решения» и овладения им на занятиях в Академии в учебной ситуации студент отправляется в АРР. Садится рядом с одним из менеджеров, начиная с директора агентства Весельева. С ними он непосредственно участвует в разработке, принятии и внедрении управленческих решений. При этом студент отслеживает соблюдение всех теоретических и практико-ориентированных требований к ним, экстериоризирует имеющиеся знания. В этом случае нивелируется разрыв между теорией и практикой.
Другими словами, если студент будет знать правило, то обязательно начнет его применять — управленческие решения не в голове, а в производственной деятельности. И тогда можно быть уверенным, что этому студенту производственник не произнесет слова великого Аркадия Райкина: «Забудьте всё, чему вас учили в вузе».