Как я перестал бояться бизнес-тренингов и полюбил деловые игры
Я решил продолжить маленькие эксперименты по примериванию на себя той или иной роли. Напомню, в прошлый раз ваш покорный слуга сдавал «ЕГЭ для родителей». Теперь – очередь за бизнес-тренингом.
В минувшую пятницу, 17 февраля, Новгородский филиал РАНХиГС пригласил выпускников президентской программы на тренинг «Эффективные шаги к управленческому олимпу». Поскольку и я выпускник, то грех было упустить такую возможность.
В аудитории на четвертом этаже собрались два десятка бывших студентов – практикующие управленцы из самых разных отраслей, организаций и коллективов – от мегазавода «Акрон» до библиотеки.
Вначале выступили организаторы – директор филиала Алина Костюкова, представители департамента госуправления Новгородской области: замруководителя Илья Борцевич и начальник управления развития государственных и муниципальных услуг Юлия Кононова. Они рассказали о сегодняшней работе образовательного учреждения и о развитии сети МФЦ для бизнеса.
Затем пара минут ожидания в аудитории… Я пытался предугадать, как выглядит гостья из Москвы. Воображение рисовало Ларису Фоменко, бизнес-тренера, проректора по научной работе Молодежной инновационной школы лидерства, как некую, опять же с приставкой «бизнес», woman. Представлялась спортивная женщина, стремящаяся агрессивно погрузить незнакомых друг другу слушателей в клубок психологического экстрима, когда конфликт на грани нервного срыва должен чего-то там такое заставить осознать…
Но в действительности в аудиторию вошла интеллигентная, даже несколько робкая дама, которая произвела впечатление скорее детсадовского воспитателя: внимательного и доброго. Да и как могло быть иначе, ведь ее двадцатилетний опыт практической работы психолога-консультанта со степенью кандидата психологических наук приучил ее, как мы узнаем позже, относиться снисходительно к не самым адекватным поступкам учеников.
Вначале, после разговора о пожеланиях слушателей по теме тренинга и рассказа о «черных лебедях» Насима Талеба, – нет времени объяснять, просто погуглите – в аудитории, где слушатели разбились на три команды, раздали пазлы.
Задание простое: собрать рисунок быстрее всех. Подвох почувствовался на первой минуте лихорадочного старания примостить один кусочек картинки с Человеком-пауком к другой. Быстро стало понятно, что выбранная стратегия «от краев к центру» ничего не дает. В наборе пазлов оказался коварно подсунутый из лучших образовательных побуждений кусочек чужой картинки. Так, мы, практикующие управленцы, очень быстро усвоили первый урок: если хочешь сделать дело – придется договариваться.
Серьезные люди, с визитками, в деловых костюмах и со статусными мобильниками стали резво бегать между конкурирующими командами с просьбами, а то и требованиями: «Дай мне вон тот фрагмент с машинкой!», «А ты мне тогда что?», «Да мне этот пазл от вашего «паука» даром не нужен. Вот и берите»… В итоге наша команда проиграла, но ее похвалили за упорство.
Своего супергероя мы все же собрали из небытия по кусочкам.
На более профессиональном уровне наш бизнес-тренер описала драму со сбором пазла в терминах: «выход из рамок», «задача на коммуникацию». И если эту игру перенести в условные корпоративные реалии, то становится понятно, почему кто-то поступает порой глупо, отказываясь отдавать ненужный ему кусок «пазла» соседнему отделу. Ведь и он сидит, бедный отдел за стенкой, с ненужным ему, но таким необходимым нам ресурсом. Обмену просто мешает рептильное желание ни за что не выпускать из рук ничего.
Следующая игра. Мы рассчитались теперь на первый-второй-третий-четвертый. Игрокам четырех команд раздали стикеры разных цветов. Нашей команде достался голубой, который мы тут же переименовали в синий. На маркерной доске появилось разграфленое на 81 квадрат игровое поле 9х9.
Правила оказались несложными: каждая команда получала по очереди право на один ход. За него можно было либо снять чужой стикер с доски, либо повесить свой. Цель: выстроить последовательность из пяти квадратиков. Хоть по диагонали, хоть по вертикали, хоть по горизонтали.
Наши соперники бросились занимать центр поля. Желтый, оранжевый и фиолетовый стикеры дали начало разраставшимся «империям», которые сошлись в диком клинче друг с другом. Нам, синим, ничего не оставалось, как играть с краешку.
Самым интересным оказалось то, что поначалу соблюдался четкий порядок. Представитель от каждой команды выходил к доске в строгой очередности, занимал свою клеточку и садился на место. Но к четвертому-пятому ходу капитан одной из команд тревожно сказала, выйдя к доске: «Послушайте, мы же друг другу тут мешаем. Давайте каждый будет развивать свою последовательность. Места хватит всем!» Вроде никто не был против. Но желание вырваться вперед и занять лучшее место опять смешало карты – простите, стикеры – конкурентам.
У доски началось уже столпотворение — от каждой команды толклись по два-три представителя, ревниво смотревших на каждый шаг соперников.
Мы же планомерно набирали баллы, без труда вырвавшись вперед.
В последние два-три хода накал борьбы достиг градуса финальной партии матча за корону чемпиона мира по шахматам. Но ничего уже нельзя было изменить. Мы выиграли.
Лариса опять помогла нам сделать правильные выводы. И дело тут даже не в том, что сообща можно было вначале договориться и победила бы дружба.
Я сделал для себя парадоксальный, но важный вывод. Иногда нам помогают выигрывать наши недостатки. Вернее – слабые стороны. Поясню: я человек достаточно замкнутый, не предприимчивый. И если бы играла не наша команда, а только лично я, то ход игры был бы таким же. Я был бы «с краешку». То есть выиграть нам помогло как раз отсутствие включенности в общую борьбу. Вывод оказался столь неполиткорректным, диссонирующим с самой философией корпоративного развития, с коллективизмом, что на тренинге я об этом смолчал. Зачем народ смущать…
Впрочем, если делать умозаключение для опять же современных бизнес-реалий, то и тут есть рациональный вывод. Если все несутся толпой в одну сторону и борются друг с другом за определенную долю рынка, то тебе лучше отойти в сторону и развивать свою нишу в бизнесе. При этом, никого в нее пуская.
Следующее упражнение было не командным, а личным.
«Сделайте то, что вы никогда не делали», — попросила Лариса. «Или хотя бы то, что никогда не делали в аудитории».
Расслабленные и довольные после игр, мы не поняли нашего тренера. Как это так? Как это понимать?
А понимать оказалось надо было буквально. Просто требовалось сделать то, что никогда мы, когда-то бывшие и школьниками и студентами, не могли себе позволить сделать в учебной аудитории.
Кто-то несмело включил музыку в мобильнике, кто-то молча вышел из аудитории. Когда очередь дошла до меня, я, как в некоем сомнабулическом сне, подошел к ноутбуку на столе преподавателя и выключил его со всеми выведенными на проектор учебными материалами. Выключил его, правда, не с первого раза, и пока я возился, услышал, как бизнес-тренер тихо и грустно, только для меня одного, сказала «Ах вот вы как…» Правда, в ее голосе я уловил и профессиональный интерес.
В бонусе у каждого выполнившего упражнение оказалась энергия. Такого ее прилива я не ощущал давно. Все мгновенно окрасилось позитивом.
Как пояснила Лариса Фоменко, это закономерно: «Попробуйте менять привычный распорядок вещей хотя бы в мелочах. Хотя бы вилки с ложками в кухонном столе поменяйте местами. И вы сразу почувствуете прилив сил. Вот вам домашнее задание – делайте в день до восьми таких действий – того, чего раньше не было. И ваша жизнь изменится в светлую сторону».
Насколько важна энергия для менеджера, для любого работника – даже пояснять не надо.
Последним заданием для трех добровольцев стало упражнение на координацию движений. Всего-то и надо было, что идти быстрым шагом и сбить щелчком пальцев вытянутой руки крышечку с бутылки с водой. Но чисто выполнить упражнение не удалось никому. Оказалось, упражнение было с подвохом. За бутылкой стоял упомянутый ноутбук, и буквальное выполнение задания несло риск опрокинуть воду на компьютер.
Тренер пояснила, почему несмотря на легкость, никто не мог выполнить упражнение:
Мы не знаем, чего мы хотим на самом деле, а если и знаем, то не прилагаем усилий к тому, чтобы достичь результата. Чтобы преодолеть эту проблему, нужен честный и искренний диалог с собой и с другими».
Тут вам и тайм-менеджмент и целеполагание.
Расставались в конце занятия мы неохотно. Вытащить себя из офисной рутины на несколько часов оказалось несложно, пребывание вне ее, причем с пользой для дела, оказалось приятным, и возвращаться к обычному распорядку не хотелось.
Впрочем, никто и не говорит, что бизнес-тренинг на площадке Новгородского филиала РАНХи ГС окажется первым и последним. Будем ждать следующих полезных игр.