Как я перестал бояться бизнес-тренингов и полюбил деловые игры

Как я перестал бояться бизнес-тренингов и полюбил деловые игры

Я решил продолжить маленькие эксперименты по примериванию на себя той или иной роли. Напомню, в прошлый раз ваш покорный слуга сдавал «ЕГЭ для родителей». Теперь – очередь за бизнес-тренингом.

В минувшую пятницу, 17 февраля, Новгородский филиал РАНХиГС пригласил выпускников президентской программы на тренинг «Эффективные шаги к управленческому олимпу». Поскольку и я выпускник, то грех было упустить такую возможность.

В аудитории на четвертом этаже собрались два десятка бывших студентов – практикующие управленцы из самых разных отраслей, организаций и коллективов – от мегазавода «Акрон» до библиотеки.

Вначале выступили организаторы – директор филиала Алина Костюкова, представители департамента госуправления Новгородской области: замруководителя Илья Борцевич и начальник управления развития государственных и муниципальных услуг Юлия Кононова. Они рассказали о сегодняшней работе образовательного учреждения и о развитии сети МФЦ для бизнеса.

1111Затем пара минут ожидания в аудитории… Я пытался предугадать, как выглядит гостья из Москвы. Воображение рисовало Ларису Фоменко, бизнес-тренера, проректора по научной работе Молодежной инновационной школы лидерства, как некую, опять же с приставкой «бизнес», woman. Представлялась спортивная женщина, стремящаяся агрессивно погрузить незнакомых друг другу слушателей в клубок психологического экстрима, когда конфликт на грани нервного срыва должен чего-то там такое заставить осознать…

Но в действительности в аудиторию вошла интеллигентная, даже несколько робкая дама, которая произвела впечатление скорее детсадовского воспитателя: внимательного и доброго. Да и как могло быть иначе, ведь ее двадцатилетний опыт практической работы психолога-консультанта со степенью кандидата психологических наук приучил ее, как мы узнаем позже, относиться снисходительно к не самым адекватным поступкам учеников.

Вначале, после разговора о пожеланиях слушателей по теме тренинга и рассказа о «черных лебедях» Насима Талеба, – нет времени объяснять, просто погуглите – в аудитории, где слушатели разбились на три команды, раздали пазлы.

2222Задание простое: собрать рисунок быстрее всех. Подвох почувствовался на первой минуте лихорадочного старания примостить один кусочек картинки с Человеком-пауком к другой. Быстро стало понятно, что выбранная стратегия «от краев к центру» ничего не дает. В наборе пазлов оказался коварно подсунутый из лучших образовательных побуждений кусочек чужой картинки. Так, мы, практикующие управленцы, очень быстро усвоили первый урок: если хочешь сделать дело – придется договариваться.

Серьезные люди, с визитками, в деловых костюмах и со статусными мобильниками стали резво бегать между конкурирующими командами с просьбами, а то и требованиями: «Дай мне вон тот фрагмент с машинкой!», «А ты мне тогда что?», «Да мне этот пазл от вашего «паука» даром не нужен. Вот и берите»… В итоге наша команда проиграла, но ее похвалили за упорство.

Своего супергероя мы все же собрали из небытия по кусочкам.

На более профессиональном уровне наш бизнес-тренер описала драму со сбором пазла в терминах: «выход из рамок», «задача на коммуникацию». И если эту игру перенести в условные корпоративные реалии, то становится понятно, почему кто-то поступает порой глупо, отказываясь отдавать ненужный ему кусок «пазла» соседнему отделу. Ведь и он сидит, бедный отдел за стенкой, с ненужным ему, но таким необходимым нам ресурсом. Обмену просто мешает рептильное желание ни за что не выпускать из рук ничего.

3333Следующая игра. Мы рассчитались теперь на первый-второй-третий-четвертый. Игрокам четырех команд раздали стикеры разных цветов. Нашей команде достался голубой, который мы тут же переименовали в синий. На маркерной доске появилось разграфленое на 81 квадрат игровое поле 9х9.

Правила оказались несложными: каждая команда получала по очереди право на один ход. За него можно было либо снять чужой стикер с доски, либо повесить свой. Цель: выстроить последовательность из пяти квадратиков. Хоть по диагонали, хоть по вертикали, хоть по горизонтали.

Наши соперники бросились занимать центр поля. Желтый, оранжевый и фиолетовый стикеры дали начало разраставшимся «империям», которые сошлись в диком клинче друг с другом. Нам, синим, ничего не оставалось, как играть с краешку.

Самым интересным оказалось то, что поначалу соблюдался четкий порядок. Представитель от каждой команды выходил к доске в строгой очередности, занимал свою клеточку и садился на место. Но к четвертому-пятому ходу капитан одной из команд тревожно сказала, выйдя к доске: «Послушайте, мы же друг другу тут мешаем. Давайте каждый будет развивать свою последовательность. Места хватит всем!» Вроде никто не был против. Но желание вырваться вперед и занять лучшее место опять смешало карты – простите, стикеры – конкурентам.

У доски началось уже столпотворение — от каждой команды толклись по два-три представителя, ревниво смотревших на каждый шаг соперников.

Мы же планомерно набирали баллы, без труда вырвавшись вперед.

В последние два-три хода накал борьбы достиг градуса финальной партии матча за корону чемпиона мира по шахматам. Но ничего уже нельзя было изменить. Мы выиграли.

4444Лариса опять помогла нам сделать правильные выводы. И дело тут даже не в том, что сообща можно было вначале договориться и победила бы дружба.

Я сделал для себя парадоксальный, но важный вывод. Иногда нам помогают выигрывать наши недостатки. Вернее – слабые стороны. Поясню: я человек достаточно замкнутый, не предприимчивый. И если бы играла не наша команда, а только лично я, то ход игры был бы таким же. Я был бы «с краешку». То есть выиграть нам помогло как раз отсутствие включенности в общую борьбу. Вывод оказался столь неполиткорректным, диссонирующим с самой философией корпоративного развития, с коллективизмом, что на тренинге я об этом смолчал. Зачем народ смущать…

Впрочем, если делать умозаключение для опять же современных бизнес-реалий, то и тут есть рациональный вывод. Если все несутся толпой в одну сторону и борются друг с другом за определенную долю рынка, то тебе лучше отойти в сторону и развивать свою нишу в бизнесе. При этом, никого в нее пуская.

Следующее упражнение было не командным, а личным.

«Сделайте то, что вы никогда не делали», — попросила Лариса. «Или хотя бы то, что никогда не делали в аудитории».

Расслабленные и довольные после игр, мы не поняли нашего тренера. Как это так? Как это понимать?

А понимать оказалось надо было буквально. Просто требовалось сделать то, что никогда мы, когда-то бывшие и школьниками и студентами, не могли себе позволить сделать в учебной аудитории.

Кто-то несмело включил музыку в мобильнике, кто-то молча вышел из аудитории. Когда очередь дошла до меня, я, как в некоем сомнабулическом сне, подошел к ноутбуку на столе преподавателя и выключил его со всеми выведенными на проектор учебными материалами. Выключил его, правда, не с первого раза, и пока я возился, услышал, как бизнес-тренер тихо и грустно, только для меня одного, сказала «Ах вот вы как…» Правда, в ее голосе я уловил и профессиональный интерес.

В бонусе у каждого выполнившего упражнение оказалась энергия. Такого ее прилива я не ощущал давно. Все мгновенно окрасилось позитивом.

Как пояснила Лариса Фоменко, это закономерно: «Попробуйте менять привычный распорядок вещей хотя бы в мелочах. Хотя бы вилки с ложками в кухонном столе поменяйте местами. И вы сразу почувствуете прилив сил. Вот вам домашнее задание – делайте в день до восьми таких действий – того, чего раньше не было. И ваша жизнь изменится в светлую сторону».

Насколько важна энергия для менеджера, для любого работника – даже пояснять не надо.

Последним заданием для трех добровольцев стало упражнение на координацию движений. Всего-то и надо было, что идти быстрым шагом и сбить щелчком пальцев вытянутой руки крышечку с бутылки с водой. Но чисто выполнить упражнение не удалось никому. Оказалось, упражнение было с подвохом. За бутылкой стоял упомянутый ноутбук, и буквальное выполнение задания несло риск опрокинуть воду на компьютер.

Тренер пояснила, почему несмотря на легкость, никто не мог выполнить упражнение:

Мы не знаем, чего мы хотим на самом деле, а если и знаем, то не прилагаем усилий к тому, чтобы достичь результата. Чтобы преодолеть эту проблему, нужен честный и искренний диалог с собой и с другими».

Тут вам и тайм-менеджмент и целеполагание.

Расставались в конце занятия мы неохотно. Вытащить себя из офисной рутины на несколько часов оказалось несложно, пребывание вне ее, причем с пользой для дела, оказалось приятным, и возвращаться к обычному распорядку не хотелось.

Впрочем, никто и не говорит, что бизнес-тренинг на площадке Новгородского филиала РАНХи ГС окажется первым и последним. Будем ждать следующих полезных игр.

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.