Мы ВКонтакте

На новгородской выставке покажут богато иллюстрированный Апокалипсис конца XIX века

06.02.2017, 15:04

Завтра, 7 февраля, в 16:00 в Лихудовом корпусе (Кремль, 13) открывается выставка «Искусство книжного украшения». На выставке представлено более 60 предметов из фондов Новгородского музея-заповедника. Это берестяные грамоты; книжные памятники, связанные с историй развития книги; лицевые рукописи, а также рукописи и старопечатные издания с тератологическим, балканским, неовизантийским, старопечатным орнаментом, заставками и инициалами; переплеты и оклады книг из коллекции музея. Впервые на выставке в отдельной витрине будет экспонироваться богато иллюстрированный Апокалипсис конца XIX в. Посетители смогут увидеть десять миниатюр из памятника, сообщает Новгородский музей-заповедник.

На выставке древнерусская книга представлена как единое целое, в котором текст, заглавия, инициалы, заставки, миниатюры и другие виды орнаментального декора составляют смысловое, художественное и функциональное единство. Экспонаты выставки рассказывают о конструкции и процессе создания книжного кодекса, новгородских писцах и скрипториях, материалах и предметах для письма.

На Руси материалом для книжного письма был пергамен, использовавшийся для изготовления книг до появления бумаги. Для повседневных записей применялась береста. Листами древнерусской книги «Новгородской Псалтири» (XI в.) являются церы – восковые дощечки. С XIV века на Руси получает распространение бумага.

Древний Новгород являлся одним из крупнейших центров производства рукописной книги. С XI века можно проследить существование новгородских скрипториев (мастерских по переписке рукописей). В XV веке складываются книгописные центры не только в самом Новгороде и пригородных монастырях, но и в отдаленных обителях. Треть древнерусских книг происходит из Новгородской земли.

В новгородских скрипториях работали мастера разных специальностей. Рукописи часто сопровождались записями о времени их создания, о заказчике, «повелением», «строением», либо «благославением» которого переписана книга. Особо тщательно и роскошно украшались напрестольные Евангелия. На их драгоценных окладах было принято изображать «Распятие» и «Сошествие во ад» в качестве искупительной жертвы, а на углах четырех евангелистов.

Важными элементами внешнего украшения средневековых кодексов были конструктивные составляющие книг: переплеты, жуковины (блестящие камни), застежки разных типов, оклады из драгоценных металлов. Переплет состоял из деревянных крышек, покрытых кожей или тканью. После формирования книжного блока и соединения его с крышками к корешку сверху и снизу подшивались капталы (накладки), которые укрепляли блок. Переплет часто украшали тиснением по коже, гвоздиками с декоративными головками и узорными бляхами. Застежки разных типов фиксировали блок книги в закрытом состоянии. Мастера оформляли богатый оклад книги, который по желанию заказчика украшался драгоценными камнями, финифтью, жемчугом и тонкой филигранью.

Внутренним декором рукописных книг являются особые типы письма, которыми владели древнерусские каллиграфы. Большинство рукописных книг написано уставом, полууставом или скорописью. Декоративным письмом, причудливой вязью выделяли заглавия и начала разделов в книге.

В собрании Новгородского музея-заповедника имеются богато декорированные рукописные книги, оформленные в разных художественных стилях. Часть книг XV – XVI веков оформлены заставками балканского стиля. В неовизантийском стиле оформлено Евангелие 1596 года из Старорусского Преображенского монастыря. Примером оформления в старопечатном стиле является Синодик Иверского монастыря.

Тератологический стиль характерен не только для рукописей XIII – XIV веков, но часто встречается в декоративно-прикладном искусстве и деревянной резьбе Новгорода. В древнерусской письменности глубина текста подчеркивалась оформлением книги – иллюстрациями-миниатюрами и орнаментом, которые обладали не только художественным, но и символическим содержанием. Рукописные книги с иллюстрациями принято называть «лицевыми». Новгородская книжная миниатюра была тесно связана с монументальной фресковой живописью, с иконописью.

                                                                                                                                                                                                       
Просмотров: 511
Комментарии

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу.

Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами.

Читайте также