Сто лет революции: самый строгий владыка

Сто лет революции: самый строгий владыка

В истории Октябрьской революции есть и белые пятна, и открытые страницы, мимо которых, однако и к большому сожалению, большинство проходит, не замечая их. Одной из этих страниц является история Русской Православной Церкви в год двух революций.

Объясняется это просто: слишком странным для советских историков был тот факт, что 1917 год и для Церкви стал годом освобождения. Освобождения от пут государственного управления, того порядка, когда абсолютная монархия стремилась подчинить себе всё и вся. Также играл свою роль тонкий политический расчет – слишком несвоевременны, слишком неудобны были для советской власти подобные исторические аллюзии. Церковь хотя и была в атеистическом государстве угнетенной, но в тоже время политическая верхушка использовала любой предлог для контроля над ней и попыток вмешательства в ее жизнь.

Каково же было место Новгорода в 1917 году в истории Церкви?

arsГороду на Волхове повезло – он всегда имел особое место в жизни православия и особые масштабные люди занимали кафедру новгородских владык. Имя архиепископа Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого) было одним из самых известных в России начала ХХ века. По словам одного из его современников – будущего митрополита Вениамина (Федченкова), его называли самым строгим из архиереев. И когда владыка Арсений стал кандидатом на занятие патриаршего престола, это тоже не было случайностью, ведь его авторитет был огромен.

Но выборы Патриарха состоялись в конце 1917-го. До того в судьбоносный для нашей страны год произошло еще многое.

Именно владыка Арсений горячо поддержал ликвидацию самих признаков вмешательства государства в церковную жизнь. Когда на первом собрании Святейшего Синода после февральской революции из зала заседаний было вынесено кресло обер-прокурора, находившееся до этого во главе стола, архиепископ Арсений воскликнул фразу, повторенную затем многими: «Вот выносят символ цезарепапизма!»

Тогда же было решено в 1917 году, в день Успения Божией Матери, 15 августа (по старому стилю), созвать Поместный Собор. Для его созыва был создан Предсоборный Совет, в котором владыка Арсений закономерно стал председателем, как один из самых активных церковных иерархов.

Новгородский владыка был заместителем председателя Всероссийского Поместного Собора, вернувшего нашей стране патриаршество, хотя, как потом вспоминали другие его участники, «фактически руководил соборными заседаниями».

Как уже говорилось, в октябре 1917 года на Соборе он стал одним из трех кандидатов в патриархи наряду с архиепископом Харьковским Антонием (Храповицким) и митрополитом Московским Тихоном (Беллавиным).

По жребию патриархом был избран митрополит Тихон. Митрополит Евлогий (Георгиевский) писал в своих воспоминаниях, что владыка Арсений, осознав тяжесть патриаршего креста, «возможности стать патриархом ужасался и только молил Бога, чтобы «чаша сия миновала его».

29 ноября 1917 года архиепископ Новгородский и Старорусский Арсений был возведён в сан митрополита. Также он стал членом Священного Синода и Высшего Церковного Совета.

Проблема скорее в том, что тем, кто преследовал Церковь, в чем-то удалось достичь своей цели. В начале XXI века история православия для многих стала, как это не кощунственно прозвучит, чужой. Хотя я убежден: в отрыве от понимания истории Церкви, понять историю Родины невозможно.

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.