6 января 2017 года: Рождественское послание митрополита Новгородского и Старорусского Льва

6 января 2017 года: Рождественское послание митрополита Новгородского и Старорусского Льва

Рождественское послание митрополита Новгородского и Старорусского Льва боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Новгородской митрополии.

Возлюбленные во Христе отцы, братья и сёстры! Христос рождается, славите!

Во дни императора Августа Октавиана, победившего в гражданской войне сторонников республиканской власти и своих союзников, вышло повеление сделать перепись населения по всей Римской империи. И из мало кому известного галилейского города Назарета в иудейский город царя Давида, вышли плотник Иосиф и нареченная ему женою Мария для того, чтобы исполнить повеление земной власти. Она была в ожидании младенца и, когда наступило время, «родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2,7). Оба они были из рода царя Давида из города Вифлием. Прошло около тысячи лет, но не забыли они своего Отечества. И исполнились через них Божественные обетования, прореченные ещё пророком Исаией: «…Сам Господь даст вам знамение: вот, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7,14).

Исследовав со своими советниками древние писания о рождении Мессии, царь Ирод, чтобы защитить свою власть, стремится погубить младенца, а пастухи, которым «Небеса поведали Славу Божию», исполняются радостью всех людей доброй воли о рождении Спасителя мира.

Ныне настало время и нам с Вами, дорогие братья и сёстры, возрадоваться о рождённом Богомладенце. В этом мире страстей, мире бесчеловечной жестокости и жадности, в котором, казалось бы, есть всё для благополучного и добросердечного проживания всех, однако мира нет. Его, этот мир, приносит, вселяясь в наши сердца, Христос. Правда, чтобы не разрушить человеческую природу, Он ожидает от нас искренней веры и чистоты сердца. «Преклоняю колена мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, — восклицает апостол Павел в послании к Ефесянам, — от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3,14-17).

Но прежде, чтобы вселиться в наши сердца, Сын Божий соблаговолил волею Отца Небесного стать сыном человеческим. Как Невместимый мог сделаться вместимым через посредство плоти? Для чего соединяется несоединимое? Как может мыслиться «рождение с девством, бесчестие с тем, что выше всякой чести, бесстрастное со страданием, бессмертное со смертным?» — восклицает в своей проповеди на Рождество Христово святитель Григорий Богослов.

Наши предки почти целое тысячелетие праздновали Рождество, вспоминая описанные в Евангелиях события, стараясь представить себя их участниками: шли со звездой, поклонялись с волхвами, светом радости озарены были с пастухами, с Ангелами воспевали славословие Богу. Всё это и многое другое запечатлелось в молитвах и нравоучительных сказаниях христианской культуры, возгревая в нас любовь к Богу, молитвенное горение, стремление к воздержанию и подвигу.

По словам святителя Григория Богослова «…изобретатель греха мечтал быть непобедимым, уловив нас надеждою обожения, но сам уловляется покровом плоти…». Невозможно быть Богом без Бога. Нельзя, оперевшись на собственную случайность и никчемность, обрести хоть какой-то духовный смысл, доказать самому себе собственную значимость и заслуженность благоденствия.

Потому, как и в древние Ветхозаветные времена, с таким укором звучат и сегодня слова пророка:

«…производите суд и правду и спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте…» (Иер.22,3). «Горе тому, кто строит дом свой неправдою…, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдаёт ему платы его» (22,13).

Христос приходит в наш мир, далёкий от истинных нравственных идеалов, чтобы мы вновь обрели достоинство, удостоверяемое укоренённостью в Боге, который есть Любовь. «Кто возлюбил, — восклицает святитель Григорий Богослов, — тот будет возлюблен, а кто возлюблен, в том обитает Бог».

С горестью ветхозаветный пророк обращался к своим современникам: «…твои глаза и твоё сердце обращены только к твоей корысти и к пролитию невинной крови, к тому, чтобы делать притеснение и насилие» (Иер. 22,17). И мы, наученные собственной историей, не должны забывать, что эти слова сказаны на все времена и обращены ко всем народам. Это — грозное предупреждение тем, кто не хочет слышать, кто не чувствует боли ближнего.

Христос родился, чтобы мы обрели, наконец, душевный покой и «дух мирен». Он родился в красоте и тишине созданного Богом мира. То, что кругом вражда, войны и ненависть, есть ответственность людей, которые созданы свободными. Люди во имя этой свободы готовы убивать и сами умирать, забыв, зачем она им и как этой свободой пользоваться. Христос, своим снисхождением до грешного человека, умалением Своей Божественности, хочет сказать, что свобода дана, чтобы любить и быть любимым.

«Царства земные! – восклицает древний псалмопевец, — Пойте Богу, воспевайте Господа, шествующего на небесах небес от века» (Пс.67,33-34). И в эти светлые Рождественские дни мы собираемся в наших храмах словно евангельские палестинские пастухи, услышав, как Небеса воспевают славу рожденного Богомладенца, чтобы восславить безмерную милость Божию и смиренную Деву Марию, до конца вручившую себя Промыслу Божию. Приходим в храм как в бедную Вифлиемскую пещеру, украшенную дарами волхвов. Здесь мы забываем бессмысленную шумливость внешнего мира, чтобы обрести мир Христов. Чтобы вместе с Ангельским хором прославить Бога!

«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение!»

Христос рождается — прославляйте Его! Христос с Небес — встречайте!

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.