«Точка зрения» с Томасом Томмингасом: серый лёд на растрескавшемся асфальте
В «Точке зрения» – лед и снег на дорогах и тротуарах. Как раз сейчас в Великий Новгород пришла оттепель и не далее как вчера «53 новости» подвели итоги опроса жителей города на тему: «Как убирают дороги и тротуары Великого Новгорода от снега и льда?» В нем приняло участие более 350 человек.
Самым популярным вариантом стал «Не доволен ни уборкой дорог, ни уборкой тротуаров», за который проголосовало 74%.
Причем с тротуарами, если судить по итогам голосования, у нас хуже, чем дорогами. Вплоть до обвинений: «Где посыпают — там не ходят, и наоборот».
Сразу на ум приходит известный сюжет: почему бы не сделать так, чтобы как на западе – сначала люди ходят по газонам и протаптывают в них дорожки, а потом уже дорожки засыпают гравием. У нас же народ приучают сначала ходить по асфальту, а потом этот же народ траву вытаптывает.
Большим спецом по преодолению разнообразных форм зимнего рельефа стал ваш покорный слуга со своим велосипедом. И если месить снег или скользить по льду на своих двоих это «удовольствие» знакомо всем, то езда на велосипеде зимой – это уже экстрим.
Нет, в какой-либо Финляндии велосипедист зимой не вызывает ни у кого удивления, но у нас народ по другому воспитан. Как бы то ни было, любой огрех в посыпке улицы песко-соляной смесью велосипедист ощущает куда острее, чем пешеход или автомобилист…
Кстати, недавно посмотрел в «Ютубе» небольшой любительский документальный фильм о том, как живут в Хельсинки бедные люди в муниципальных многоквартирных домах. Помимо обязательного специального помещения, выделенного в подъезде для парковки колясок и велосипедов у них есть еще один – как сейчас модно говорить – лайфхак.
У каждого парковочного места у дома, а места эти закреплены за конкретными квартирантами, находится столбик с парой розеток. Практичные финны прогревают свою машину зимой перед утренней поездкой, подключая двигатель к электрообогреву. В результате, в любой лютый мороз авто заводится с полоборота. И это еще не все, что может сделать электричество и технологии.
Еще в прошлом веке появились подогреваемые тротуары. И это не придурь, бесящегося с жиру скандинавского лавочника, который не знает куда деньги девать, а скандинавский же трезвый расчет.
Во-первых, если льда у входа в нашу умозрительную лавку нет, то никто не сможет подать в суд за падение перед ней.
Во-вторых, если льда нет, то и зайти в лавку покупателям хочется, ибо ничто не мешает.
В третьих, рачительные финны подвели баланс. И на одной его чаше оказались песок и соль, зарплата дворнику, риск того, что и на посыпанном льду кто-то упадет, а на другой – пара метров трубы под асфальтом за счет муниципалитета, который необременительно облагает соответствующей платой владельцев и арендаторов зданий на теплофицированных улицах.
В Финляндии, много чудес, но ни одному жителю этой страны не пришло бы в голову обыденность назвать чудесами, потому что это просто расчет и электричество. И, думаю, нам новгородцам, в плане борьбы с гололедом надо верить не в чудеса, а в электричество и технический прогресс. И это моя «Точка зрения».