Как образуется ледяной дождь, и чем опасен гололёд?
Погода имеет одну особенность — она всегда старается удивить. Вот и многие новгородцы, выходя вчера с работы при минусовой температуре, с удивлением отмечали, что возвращаются домой уже под дождём. Причем, под ледяным, что в нашем регионе является не таким уж частым явлением. И слава богу, потому что метеорологическое явление «ледяной дождь» немедленно провоцирует другое метеорологическое явление, более неприятное — «гололед». При каких же метеоусловиях можно стать наблюдателем этих погодных событий?
Чаще всего такое наблюдается при смене погоды — когда с приходом тёплого атмосферного фронта теплый воздух вытесняет холодный. Если вспомнить физику, холодный воздух, как более тяжёлый, всегда располагается внизу. А лёгкий тёплый воздух натекает на клин холодного, из-за чего в облачном слое атмосферы температура оказывается выше, чем у земли. Разница может достигать больших значений. Например, если у земли — минус 5, то в облачном слое будет плюс 5. Выпадающие в фазе дождя осадки при соприкосновении с мёрзлой земной поверхностью замерзают и превращаются в лёд. При определённых условиях капли также могут покрываться тонкой корочкой льда, образуя ледяной дождь. При ударе о землю «скорлупа» разбивается, а вода растекается и замерзает. Именно так и произошло в нашем регионе вчера вечером и сегодня утром.
Когда толщина ледяного «панциря» увеличивается до 20 мм, гололёд становится не просто помехой для пеших прогулок, но и опасным явлением. Из-за увеличения весовой нагрузки ломаются ветви деревьев и обрываются провода. Подобные стихийные бедствия уже случались на европейской территории России, причём не так давно.
У многих на памяти события декабря 2010 года, когда в Тверской, Московской, Нижегородской областях прошедший ледяной дождь вызвал целый комплекс негативных явлений для населения. Ледяная корка толщиной до 20 мм, местами и до 50 мм покрыла дороги, тротуары, ветки деревьев, провода, стоящие на улице автомобили. Дороги и тротуары превратились в сплошной каток. В последующие дни ситуация осложнилась налипанием мокрого снега на покрытые гололедом поверхности. Из-за отсутствия оттепелей и сильного ветра снежно-гололёдные отложения сохранялись нескольких недель. Под тяжестью льда и налипшего снега деревья ломались или выворачивались с корнем. Только в Москве было повалено более 12000 деревьев.
Падающие деревья повреждали и обрывали провода линий электропередач. В ряде областей оставались без электроэнергии более 400 тысяч человек, возникли перебои в работе аэропортов, железнодорожного и автомобильного транспорта, городского электротранспорта, и даже сотовой связи. Транспортная ситуация в Москве и ближайшем Подмосковье была близка к катастрофической: поезда двигались с большими задержками. Из-за обрыва проводов на несколько суток остановил свою работу аэропорт Домодедово, а позднее — и Шереметьево. Падающие деревья и ветви повредили множество автомобилей, сотни людей получили травмы, были и человеческие жертвы.
К счастью, у нас в ближайшие дни подобное вряд ли повторится. Погодные условия меняются, оттепель и выпадающий снег не позволят гололеду превратиться в масшабное стихийное бедствие.
Кстати, многие зачастую путают гололёд с гололедицей. Но не следует забывать, что гололед ― это корка льда, образующаяся в результате намерзания капель дождя, которые выпадают при отрицательной температуре. А гололедица — это лед, который образуется в результате похолодания. Как правило, это происходит после оттепели зимой или по ночам в переходные сезоны — осенью и весной. В отличие от гололёда, гололедица носит локальный характер и не вызывает стихийного бедствия.