В Великом Новгороде проходит выставка «Графика. Скульптура. Современное декоративно-прикладное искусство»
В Государственном музее художественной культуры Новгородской земли проходит выставка III Биеннале «Графика. Скульптура. Современное декоративно-прикладное искусство». Новгородским областным отделением Союза художников РФ представлены самые разнообразные работы многих авторов. Некоторые из них уже знакомы многим, а кто-то лишь начинает свой творческий путь. Как понятно из названия, подобные экспозиции ранее уже проходили.
Экспозиция занимает три зала. Выставка открылась в мае и продлится до 3 августа.
Зрителям предлагают познакомиться с разнообразными арт-объектами. Работы выполнены в различных техниках и стилях. Рядом расположены графический рисунок с рисуноком пастелью, гравюра и картина маслом, а напротив — скульптура. Выставка — это, своего рода, срез результатов деятельности во времени того или иного автора — художника, скульптора.
Каждая картина, фигура, является личной историей творца, историей поиска и задумки. Экспонаты наполнены ассоциациями, реминисценциями, подвигающими на размышления — глубокие и не очень. Тут наводят на мысли об Италии «Римские каникулы» (Подберёзский Александр), а тут деревенский быт, по диагонали картина с новгородским Кремлём, а через несколько метров фигура китайского бога-обезьяны и символизирующие свет и тень герои «Ночного дозора» Сергея Лукьяненко. Здесь портрет, тут пейзаж, автобиографические портреты, картины-метафоры. Объекты расположены без какой-либо системы, или, по крайней мере, она совсем незаметна. Темы, как и техники, разнообразны: Новгород (Виктор Шумский), Санкт-Петербург, Европа, иллюстрации к книгам, языческие боги (присутствует голова Велеса, выполненная из дерева — Анатолий Васильев), дети (Елена Гутман), русская тема и многое другое. И в каждом экспонате чувствуется затраченное время, терпение, событие или книга, которые стоят за какой-нибудь картиной или фигурой. Тут и там сквозят обстоятельства, в каких произведение было создано: одна работа — учебная и направленная на оттачивание технических навыков, а другая — написанная в зрелом возрасте, когда в работу дополнительно вкладываются метафоры, смыслы и аллюзии.
Наверное, такие экспозиции не только показывают на что способны мастера, как они развились, и подвести определённый итог периоду времени, но также помогают сделать зрителю выбор на что смотреть — на классическую живопись или же на абстрактную, графический рисунок или в цвете, а может быть вообще уделить много времени рассматриванию скульптур и фигурок. По-моему это одно из преимуществ этой выставки. На мой взгляд, даже в несколько сумбурном расположении, когда внимание вынужденно перескакивает с одного на другое, есть определённая прелесть — когда есть одно, а рядом стоит иное — в сознании возникает третье. Такая ассоциация производная от реминисценций двух и более авторов позволяет погрузиться в мысли о высоком и приземлённом. Снова и снова задаться вопросом «А что же лучше и нужнее?» И, скорее всего, в какой-то момент для человека важно подумать о том, что выше, а потом перевести взгляд на повседневность. Но эти противоположности неразделимы — такова жизнь и таков человек.
Кроме этого, создатели проявили оригинальность — любой посетитель может попробовать себя в живописи и изобразить что-нибудь своё на листе бумаги.
Фото автора