Настоящее исторического города: нарушать не разрушая

Настоящее исторического города: нарушать не разрушая

Корреспондент сетевого издания «53 новости» Алексей Сабельский в своей колонке рассуждает об изменяющемся историческом пространстве Великого Новгорода.

Есть в России исторические города. Великий Новгород, Псков, Кострома. Все они могут считаться образцами древнерусского зодчества и центрами русской исторической культуры.

Есть в России города, сформировавшиеся в XX веке. Они построены в соответствии с единой градостроительной политикой и отличаются только временем постройки. Сталинский и брежневский город будут отличаться между собой, а вот два брежневских города кажутся неотличимыми друг от друга.

Нам повезло. Великий Новгород — исторический город. Несмотря на все бедствия и разрушения его восстановителям удалось сохранить идентичность города, передающуюся теперь от кирпичной кладки Новгородского кремля напрямую в сознание людей. А ведь родители или бабушки-дедушки этих людей приехали сюда издалека. Или из соседних деревень — какая разница? Они не были новгородцами, а вот их дети стали ими.

Наверное, энергетика у места должна быть очень сильной, чтобы люди так быстро становились его частью. Например, петербуржцами некоторые себя считают до переезда в этот город.

Я новгородец, хотя мой отец родился в поселке Пролетарий, а мать и вовсе в Хабаровском крае. Меня так же, как и вас, раздражает путаница «Нижний-Великий». В детстве мне не нравился флёр провинциальности, хотя к настоящему моменту я с этим смирился и больше не считаю провинциальность недостатком. Лучше быть частью самобытного культурного пространства, чем пытаться казаться тем, чем мы не являемся.

Есть на свете города, где историческую среду почитают так сильно, что не позволяют трогать ничего вокруг неё. В Риме Колизей, который чуть было не растащили на строительный материал, так и остался слегка разобранным, и восстанавливать его не стали. Правда, была во времена Муссолини история со сносом целых кварталов и постройки на их месте района EUR. Прямо как Тверская-Горького и Зарядье в Москве, подвергшиеся масштабной перестройке при Сталине.

Настоящее исторического города: нарушать не разрушая

Флоренция и Венеция «пострадали» от человеческой деятельности за последние 400 лет ещё меньше. Академический Оксфорд в Великобритании менялся лишь в деталях. Находясь в нём, наверное, до сих пор можно найти дверь в Нарнию. А вот находящийся совсем недалеко Лондон абсолютно не такой. Лондон эклектичен не меньше, чем Москва. Может быть, поэтому он так любим богатыми русскими.

Барселона имеет готические кварталы, но масштабно она застраивалась в XIX и XX веках. Здесь творил психоделичный Гауди, его знает любой, кто интересуется Барселоной, да и в принципе Испанией. Здесь нарушают правила, к памятникам прошлого относятся без должного пиетета и используют окружающее пространство, как хотят.

Новгород ближе к Барселоне. Здесь не было архитектора Гауди, но был архитектор Сомов, тот, который построил футуристичную и немного несуразную громадину театра драмы в нескольких сотнях метров от Новгородского кремля.

Сомов не побоялся рвать шаблоны в историческом городе, а те, кто принимал решение о строительстве, не испугались критики последующих поколений. Новгородцы при взгляде на здание ругают его или жалеют, качая головой, что его слишком дорого содержать таким, каким его задумал архитектор. Некоторые восхищаются.

Я, наверное, буду ближе к последним. Нелогичные формы и общая «вырванность» его из городской среды, как ни странно, делают театр драмы очень «новгородским».

Настоящее исторического города: нарушать не разрушая

Мы привыкли думать, что настроение города формируют купола и кремлевские стены, и забываем иногда смотреть вокруг. А вокруг — повседневная жизнь. Например, пляж под стенами кремля — поверьте, для иногородних это уже удивительно, не менее удивительно, чем большущий театр неподалеку. Любители йоги и слингомамы занимаются на лужайке прямо на территории бывшего Гостиного двора и рядом с его аркадой. Концерты проводятся в церкви Жён-мироносиц, и, с 87-го года, огромный театр удивляет фотографиями читаталей архитектурных журналов.

Очень сложно определить грани дозволенного. На вопрос «когда новое мешает старому?» у каждого свой ответ, но при формировании своей позиции по этому поводу стоит учитывать, сколько нового ворвалось в жизнь старого города, что было отторгнуто нами, а что прижилось и теперь является таким же новгородским, как и Софийский собор.

Фото автора

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.